Решение финансовых споров с помощью финансового уполномоченного
В целях упрощения процедуры разрешения споров между потребителями и финансовыми организациями учреждена должность финансового омбудсмена или уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг. К финансовому уполномоченному может обратиться физическое лицо, получивший финансовую услугу для личный, семейных нужд, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Финансовый уполномоченный выступает посредником в спорах между гражданами и финансовыми организациями, в том числе микрофинансовыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, ломбардами и кредитными потребительскими кооперативами, в досудебном порядке и рассматривает споры с небольшими претензиями (до 500 тысяч рублей), за исключением споров по ОСАГО, которые подлежат рассмотрению вне зависимости от суммы. Обращаться к финансовому уполномоченному могут только физические лица (потребители финансовых услуг) и только после обращения в финансовую организацию с претензией и последующего отказа ее удовлетворить.
Принятие и рассмотрение обращений потребителей финансовым уполномоченным осуществляется бесплатно.
Обращение потребителя должно быть направлено финансовому уполномоченному в пределах срока исковой давности (срок давности по обращениям к омбудсмену – 3 года со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права). В случае истечения данного срока гражданин может восстановить свои нарушенные права через суд.
Решения, принятые финансовым уполномоченным, носят для финансовых организаций обязательный характер. В случае неисполнения ими решений финансового уполномоченного потребителю выдается исполнительный документ (удостоверение) для обращения в службу судебных приставов. В то же время финансовая организация может обжаловать решение финансового уполномоченного в суде в случае своего несогласия с ним.
Обращение финансовому уполномоченному может быть направлено в электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного: https://finombudsman.ru/, письменно на бумажном носителе в адрес финансового уполномоченного: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., дом 3.
К обращению прилагаются:
- копия заявления в финансовую организацию;
- копия ответа финансовой организации на ваше заявление (при наличии);
- копия договора с финансовой организацией;
- копии иных документов по существу спора;
- документы, подтверждающие полномочия законного представителя (при направлении обращения законным представителем);
- копия платежного документа, подтверждающего внесение платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращения третьих лиц (в случае направления обращения лицом, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации).
Дополнительно сообщаем, что на портале: Государственный информационный ресурс по защите прав потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru, каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, судебной практикой Роспотребнадзора, в том числе в финансовой сфере.