Братья Осиповы из села Сюндюково
Есть в Мариинско–Посадском районе деревня Сюндюково. Деревня обыкновенная. И судьба ее во многом схожа с судьбами других наших сел и деревень. И люди здесь проживают обыкновенны, как во всех деревнях и селах. Но хочется рассказать о трех братьях, которые родились и выросли в селе Сюндюково. Все три брата - уважаемые и знаменитые люди не только района, но и нашей республики.
В семье лесника Прокопия Егоровича Осипова в 1908 году родился первенец - сын Иван. В семье Осиповых все дети тянулись к грамоте. Решающую роль в этом сыграл отец, который имел четырехклассное образование и до революции был в числе немногих просвещенных людей района. Ему очень хотелось, чтобы все сыновья были образованными, нашли свое место в жизни. И благодаря матери, на плечи которой легли все заботы о детях, завещание отца было выполнено.
Из воспоминаний Ивана Осипова: «Наш отец - Прокопий Егорович, вернувшись с Русско-японской войны, женился на Татьяне Дмитриевне — пригожей девушке из своей же деревни. Поскольку в родительском доме было тесновато, — здесь уже проживали его старшие братья со своими семьями, — молодые подались за Волгу и обосновались в марийских лесах, где отец устроился на работу лесником, а мама повела домашнее хозяйство. Семь лет прожили они на лесном кордоне в красивейших местах на берегу реки Илеть. Там родились я и сестра Мария.
Истосковавшись по отчему краю, родители вернулись в Сюндюково и поселились у одного из родственников по отцовской линии. Вскоре разразилась Первая мировая война, которая, как и Русско-японская, не обошлась без участия отца. О том, что он был отважным воином и доблестным защитником России, говорят его боевые награды, в числе которых была и медаль «За храбрость».»
Старший сын Иван Прокопьевич закончил Казанский ветеринарный институт, стал профессором, доктором биологических наук. Наиболее крупным из его многочисленных трудов является трехтомный «Атлас домашних животных».
Прокопий Егорович и Татьяне Дмитриевне стремились детей воспитать трудолюбивыми и порядочными людьми. Правда, отец был строгим, порой даже проявлял несдержанность в методах воспитания. Мать была полной противоположностью ему. Она отличалась безграничной добротой, сердечностью и мягкостью характера. Федор Прокофьевич с большой благодарностью отзывается о матери: «Она сумела пробудить в нас интерес к чувашской культуре и ко всему окружающему миру. Бывало, долгими зимними вечерами, в душной избенке при мигалке, мама усаживала нас, детей возле себя и, занимаясь рукоделием, — пряла, вязала пли что-то шила, — рассказывала нам чудесные сказки, былины или легенды, связанные с родными местами: знакомыми с детства лесами и перелесками, оврагами и логами, речками и родниками. Все услышанное из уст матери волновало и будоражило детское сознание, будило фантазию, расширяло кругозор, заставляло пытливее вглядываться в природу.»
В 1917 году родился второй сын Осиповых - Федор. Любознательному мальчику постоянно хотелось открывать и познавать тайны, и вслед за старшим братом Иваном он потянулся к книгам и уже в пять лет научился читать, а затем увлекся и рисованием. Из воспоминаний Федора Осипова: «Я без конца мастерил из обрывков лыка лошадок, козликов; заставлял их бегать, скакать, бодаться. У меня уже накопилась целая кавалерия и козлиное стадо. И вот однажды мама взяла в руки ножик, села рядом со мной к столу и начала священнодействовать.
Я увидел, скорее, понял чутьем, что она чем-то очень увлеклась. Перед моим удивленным взором возникали лошадь, запряженная в сани, загруженные мочалкой, мужик шел сбоку саней с кнутом подмышкой, сзади бежит собака. В общем, очень привычная деревенская сценка, такая близкая сердцу, знакомая! И у меня на столе — из одного лыка, мочала, соломинок и ниток! Этот вечер восхищения я не смогу позабыть до конца своих дней. Может быть, толчок, первый, почти незаметный толчок заключается в этом эпизоде».
Окончив в 1932 году Бичуринскую школу колхозной молодежи, Федор Прокопьевич поступил в техникум землеустройства и мелиорации в городе Мариинский Посад. Диплом с отличием, полученный Федором Осиповым, свидетельствовал о высокой профессиональной подготовленности молодого специалиста. Во время командировок в гидротехнике часто просыпался художник, и Осипов старался делать зарисовки полюбившихся мест. В 1936 году со своими пейзажными зарисовками и карандашными портретами Федор Осипов отправился в Дом Творчества в Чебоксарах и показал их руководителю изостудии Моисею Спиридоновичу Спиридонову. Педагогу-наставнику работы понравились и он предложил ему посещать занятия студии. Так началось серьезное изучение азбуки искусства.
Великая Отечественная война… Она, наверное, задела каждую семью, каждого человека. Федор Прокопьевич тоже прошел этот трудный тяжелый путь к победе. День Победы Федор Осипов встретил под Прагой. К концу войны его грудь украшали медаль «За отвагу» (за форсирование Днепра), орден Красной Звезды (за освобождение Румынии), орден Отечественной войны I степени (за освобождение Венгрии). Война закончилась. Но его демобилизовали лишь летом 1946 года.
В октябре 1946 года началась новая веха в жизни Федора Прокопьевича. Он стал учиться в Чебоксарском художественном училище. Федор Прокопьевич Осипов – живописец и график, является народным художником Чувашии, почетным членом национальной Академии наук и искусств. В 1924 году в семье Осиповых родился третий сын - Леонид. И для него положительным примером стали старшие братья. Так случилось, что после окончания Бичуринской средней школы в 1941 году, он избрал для себя самую мирную профессию учителя и поступил в Чувашский педагогический институт.
Но война не дала возможность доучиться, в августе 1941 года он был призван в армию. Пройдя всю войну, домой он вернулся лишь спустя 7 лет после окончания войны в 1949 году. После войны Леонид Прокопьевич продолжил свою учебу в учительском институте. После окончания института он направляется учителем чувашского языка и литературы в Сюндюковскую восьмилетнюю школу, где проработал вплоть до 1990 года. Война оставила неизлечимый след в душе Леонида Прокопьевича и он создает кружок «Молодой следопыт». С огромным энтузиазмом руководитель и его помощники собирали материалы о доблестных подвигах односельчан, о тружениках тыла. На основе этих материалов была издана книга «Бойцы вспоминают минувшие дни». Создал музей боевой славы в селе Сюндюково, который находится в сельском доме культуры и при школе. А еще Леонид Прокопьевич пишет историю деревни Сюндюково. Он и сейчас не может сидеть спокойно, кропотливо собирает и работает над краеведческими материалами. Краевед Леонид Прокопьевич Осипов очень любит свою деревню, бережно хранит ее историю, чтит память своих односельчан. Вот таких братьев Осиповых воспитала деревня Сюндюково Мариинско–Посадского района Чувашской Республики.
Из воспоминаний Леонида Осипова: «Природа в окрестностях Сюндюкова была в ту пору удивительно красивой. К самой деревне подступали большие и малые леса, раскинувшиеся на изборожденных оврагами землях. С северной стороны пахотные поля замыкались рощей Янатар. А граница с землями села Бичурино проходила по сухому лоту Виснер. С юга к деревне примыкает Степанов луг, который раньше выводил к целому ряду рощ и перелесков. Из них особо славилась вековыми дубами Конарская роща, здесь бывало очень много желудей. В пойме речушки Купер была еще одна роща — Чешлавар. До сегодняшнего дня в этих местах сохранился родник под названием Чашлама. К востоку от него были хорошие сенокосные угодья, простиравшиеся вплоть до границ деревни Итяково».
Что и говорить, живописно-привлекательной была малая Родина братьев Осиповых! Кружил голову аромат полевых цветов и трав. Радовало слух мелодичное щебетание птиц. В рощах часто можно было встретить зайцев и белок. А как богаты были эти леса ягодами, орехами, грибами... Собирай, не ленись! А если кто рыбалкой увлекался, — пожалуйста, спустись к Кунеру и лови гольцов!
Достопримечательностью всей окрути был тракт Казань—Нижний Новгород, что пересекал северные поля Сюндюкова. С этой дороги можно было начать путь во все концы страны. Не случайно местные жители до сих пор называют ее «Май сул» — «Большая дорога». Четыре ряда стройных берез тянулись вдоль тракта еще с эпохи Екатерины Второй. Березовый наряд дороги — творение рук крестьян со всех окрестных деревень. Как малые дети обихаживались деревца в первые годы после посадки. В летнее время их ежедневно обильно поливали водой, привезенной в бочках из Аниша или Купера. За самовольное отстранение от трудовой повинности, плохой уход за посадкой или, не дай бог, гибель дерева, провинившиеся безжалостно наказывались. Команды стражников, размещавшиеся на почтовых станциях по всему тракту, исправно несли свою службу. Выходит, не только водой, но и народной кровью и потом были политы эти березы, некогда красовавшиеся вдоль дороги.
Многие памятные исторические события связаны с «Большой дорогой». От поколения к поколению с гордостью и волнением передавалось, например, что по пути в Оренбург проезжал по ней великий Пушкин и даже останавливался на ночь в соседней деревне Исмели (ныне село Октябрьское).
Детство запомнилось на всю жизнь: ночное у костра, девичьи хороводы по весне, зимние посиделки молодежи, но особенно — многолюдные деревенские свадьбы с обязательным участием талантливого самородка-пузыриста из Сюндюкова, известного во многих чувашских селениях как Туй Митьокки — Дмитрий-свадебщик. В сельской жизни был свой уклад, свои традиции, берущие начало с незапамятных времен.
Очень подробно вспоминает Иван Осипов послереволюционную жизнь. «Новое, прежде всего, проявилось в сфере культурной жизни, тон в которой задавали местные комсомольцы и студенты, приезжавшие к родителям из Казани, Чебоксар и других городов. В Сюндюкове зародилась художественная самодеятельность: ставились первые спектакли, разучивались песни чувашских композиторов, прежде всего Ф.П.Павлова, декламировались пламенные стихи поэтов революции. Вместо прежних «посиделок» начали проводить «хёрлё улах» — «красные вечеринки». Свои активисты появились в агитационной работе, которая началась с лозунга: «Люди! Наступила другая жизнь! Выходите из душных курных изб и идите за нами — будем строить новый дом, просторный и светлый!» Менялся привычный уклад крестьянской жизни. Начали создаваться ТОЗы, а чуть позже — колхозы. Не все шло гладко в строительстве «нового дома», были и перегибы. Это испытала на себе и наша семья, когда отца - Прокопия Егоровича необоснованно причислили к разряду кулаков, лишили права голоса и отправили на лесоразработки — туда, где он когда-то был лесником. Наказали и нас: из Казанского ветеринарного института исключили меня, а из школы — Федора. К счастью, в Москве со временем разобрались и признали, что была допущена ошибка. Отца восстановили во всех гражданских правах, а мы продолжили занятия в своих учебных заведениях. Но отец вернулся домой больным и прожил недолго — «скоротечная чахотка» скосила его. Умирая, он говорил, что за меня не беспокоится, я уже почти выбился в люди, а вот Федю не успел поставить на ноги. Беспокоила его и судьба совсем еще маленького Лени».
В семье Осиповых все дети тянулись к грамоте. Большую роль в этом, конечно же, сыграл отец, который имел четырехклассное образование и до революции был в числе немногих просвещенных людей Сюндюкова. Ему очень хотелось, чтобы все сыновья были образованными, нашли свое место в жизни и любимое дело. Прокопий Егорович, оказывается, был неплохим рисовальщиком. Об этом свидетельствовал его дневник, который он вел в годы Первой мировой войны.
На каждой его странице были зарисовки, запечатлевшие пейзажи с дорогами, места сражений. Иногда рисунки сопровождались надписями типа «вот наши окопы», «вот отсюда мы обстреливали немецкий город N.» и т.д. Выходит, природный дар и тяга отца к искусству передались его сыновьям? Не имея профессионального художественного образования Иван Прокопьевич вполне успешно иллюстрировал свои научные труды по анатомии и физиологии домашних животных, А Федор Прокопьевич стал одним из известнейших мастеров изобразительного искусства Чувашии.