Актуальные аспекты защиты прав потребителей при получении платных образовательных услуг
В связи с тем, что платные образовательные услуги в настоящее время пользуются большим спросом, на потребительском рынке присутствует многообразие образовательных организаций, реализующих различные образовательные программы на платной основе.
Однако не все образовательные организации добросовестно осуществляют свою деятельность.
Чтобы избежать нарушений в указанной сфере деятельности потребителю необходимо знать некоторые понятия и особенности пользования платными образовательными услугами.
Участниками отношений в сфере предоставления платных образовательных услуг являются:
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,
Исполнитель - организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (физическое лицо, осваивающее образовательную программу).
К организации, осуществляющей образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.
Учебное заведение, должно иметь лицензию на право заниматься образовательной деятельностью.
Информация об образовательной организации и оказываемых платных образовательных услугах должна доводиться в наглядной и доступной форме до сведения потребителей как в месте фактического осуществления образовательной деятельности, так и в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Отношения между заказчиком образовательных услуг (студентом, слушателем, обучающимся и т. п.) и образовательным учреждением регулируются договором. До заключения договора исполнитель обязан предоставлять потребителю достоверную информацию о себе и об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. А после заключения договора обязан обеспечить потребителю оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с условиями договора.
Образовательная организация несет ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом образовательного процесса, осуществленную не в полном объеме. Кроме этого, образовательная организация отвечает за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, а также за качество образования своих выпускников (ч. 7 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ»).
При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), потребитель вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного оказания образовательных услуг;
б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;
в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.
В случаях, если недостатки не были устранены, они существенные или обучение не соответствует заявленной направленности образовательной программы, потребитель вправе отказаться от обучения и потребовать возврата уплаченных денежных средств в полном объеме. Срок для возврата денежных средств составляет 10 календарных дней.
Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, потребитель вправе по своему выбору:
а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;
б) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
в) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;
г) расторгнуть договор.
Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.
Для возврата денежных средств потребителю необходимо обратиться к исполнителю, оказывающему вам образовательные услуги, с соответствующими требованиями в письменной форме. В случае отказа в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке защита прав осуществляется судом (п.1 ст.11 Гражданского кодекса РФ).