Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет
Административная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Согласно Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» к водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
Законодательство Российской Федерации устанавливает приоритет сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания при осуществлении любой хозяйственной деятельности.
Статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания водных биологических ресурсов, которая влечет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
За нарушение правил, регламентирующих рыболовство, установлена ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Наложение штрафа на указанных нарушителей может сопровождаться конфискацией у них судна и других орудий добычи водных биологических ресурсов.
Внесены изменения в правила выдачи разрешений на временные выбросы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2023 № 1495 внесены изменения в Правила выдачи разрешений на временные выбросы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 № 828.
Согласно новой редакции разрешение на временные выбросы выдается с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – единый портал).
Срок рассмотрения заявки на продление разрешения снижен с 15 до 9 рабочих дней. Разрешение на временные выбросы оформляются в электронном виде без дублирования на бумажном носителе.
Росприроднадзор не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия разрешения на временные выбросы посредством единого портала уведомлять заявителя об истечении срока действия такого разрешения.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет законодательство в сфере содержания диких животных в неволе
Условия неволи – это искусственно созданные условия жизни животных, которые исключают возможность их свободного передвижения вне специально оборудованных мест и при которых полное жизнеобеспечение животных зависит от человека.
Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными» установлено, что дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи с нарушением требований, подлежат конфискации.
Конфискованные дикие животные подлежат возвращению в среду их обитания. В случае, если возвращение этих животных в среду их обитания невозможно, дальнейшее обращение с такими животными осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 795. Так, запрещено содержать и использовать животных, представляющих опасность для их владельцев (крупных хищных животных, ядовитых животных), а также животных, привычная среда обитания которых значительно отличается от условий содержания их в неволе. Это может отрицательно повлиять на состояние здоровья диких животных, вплоть до гибели.
В список запрещенных диких животных вошли, в том числе тигры, львы, медведи.
При этом если животное приобретено до 1 января 2020 года, оно может находиться на содержании владельца до наступления естественной смерти такого животного.
Постановлением Правительства РФ от 27.06.2019 № 819 установлены особые случаи, при которых допускается содержание и использование животных, запрещенных к содержанию, с обязательным уведомлением территориального органа Росприроднадзора и включают в себя:
- временное содержание пострадавших и (или) травмированных животных из перечня запрещенных к содержанию, находящихся в состоянии, которое не позволяет возвратить их в среду обитания, до момента их передачи в приюты для животных, питомники для животных, организации, осуществляющие реабилитацию диких животных;
- лечение животных и искусственное выкармливание детенышей и молодняка животных сотрудниками зоопарков, зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев, океанариумов, а также сотрудниками приютов для животных, питомников для животных, организаций, осуществляющих реабилитацию и реинтродукцию диких животных, при наличии соответствующих решений руководителей указанных организаций.
Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации, на основании охотхозяйственных соглашений и при наличии разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов.
Законодательство предусматривает обязательность получения разрешения на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания от специально уполномоченных государственных органов.
Юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования к их содержанию.
Несоблюдение вышеизложенных требований влечет за собой административную и уголовную ответственность:
ст. 7.11 КоАП РФ – пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения;
ст. 8.35 КоАП РФ – причинение вреда редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений или других организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации, в том числе их уничтожение;
ст. 8.37 КоАП РФ – нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира;
ст. 245 УК РФ – жестокое обращение с животными;
ст. 258.1 УК РФ – незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ст. 171 УК РФ – незаконное предпринимательство.
Уточнены сроки проведения государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов
Приказом Минприроды России от 04.09.2023 № 567 «О внесении изменений в Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 г. № 513» скорректирован порядок устранения замечаний по проектам освоения лесов, а также внесено дополнение, согласно которому заявление для проведения экспертизы в электронном виде может подписываться лесопользователем не только простой электронной подписью, но и усиленной неквалифицированной или усиленной квалифицированной электронной подписью.
Кроме того, экспертиза проводится в течение не более чем 15 рабочих дней со дня поступления проекта освоения лесов в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов (за исключением государственной или муниципальной экспертизы изменений в проект освоения лесов при использовании лесов в соответствии со статьей 29 Лесного кодекса, а также государственной или муниципальной экспертизы изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования) проводится в течение не более чем 8 рабочих дней со дня их поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет законодательство, регулирующее вопросы ликвидации накопленного вреда окружающей среде
В соответствии со статьей 80.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которая регулирует порядок инвентаризации объектов накопленного вреда окружающей среде, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2023 № 2335 утверждены критерии, на основании которых территории, расположенные на них объекты капитального строительства, могут быть отнесены к объектам накопленного вреда окружающей среде.
Выявление объектов накопленного вреда применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется органами местного самоуправления таких муниципальных образований, применительно к иным территориям - органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем сбора, обработки и анализа сведений о территориях, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность в соответствии с Правилами выявления объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2239.
Выявление объектов накопленного вреда осуществляется в срок, не превышающий 60 рабочих дней со дня поступления информации, в том числе от органов государственной власти, о наличии признаков объектов накопленного вреда.
При наличии обстоятельств, препятствующих проведению выявления объектов накопленного вреда в указанный срок, на основании решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) срок выявления объектов накопленного вреда может быть продлен, но не более чем на 12 месяцев со дня поступления информации, свидетельствующей о наличии объектов накопленного вреда.
Обновлен порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые
Согласно приказу Роснедр от 29.05.2023 № 304 «Об утверждении Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, а также внесения в них изменений» перечень участков недр местного значения формируется органом исполнительной власти субъекта РФ на основании геологической информации, а также на основании заявок (предложений) на включение участка недр в указанный перечень.
Определены, в числе прочего, перечни сведений и документов, необходимых для включения участка недр в перечень участков недр местного значения, порядок их рассмотрения, согласования и принятия решения.
Определен особый порядок обращения с незаконно заготовленной древесиной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.2023 № 50 утверждены положения, регламентирующие порядок и условия распоряжения изъятой при производстве по делам об административных правонарушениях или в ходе досудебного производства по уголовным делам древесины и полученных из нее лесоматериалов.
Древесина и (или) полученная из нее продукция подлежат передаче в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган) при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.28 КоАП РФ, - на основании решения должностного лица органа, уполномоченного принимать решение об изъятии древесины и полученной из нее продукции (далее – уполномоченный орган), а изъятая в ходе досудебного производства по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 191.1, 226.1 и 260 УК РФ, – на основании решения суда, принятого в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Стоимость древесины и полученной из нее продукции в целях ее реализации устанавливается исходя из размеров такс для исчисления стоимости незаконно заготовленной древесины для целей ст. 191.1 УК РФ, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2306. В случае, если древесина и (или) полученная из нее продукция пришли в негодность за время реализации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует ее утилизацию или уничтожение на основании способа распоряжения, определенного уполномоченным органом или судом.