Как самозанятому оформить уголок потребителя
В законе нет прямого указания, что самозанятые обязаны оформлять уголок потребителя. Но в спорных ситуациях они, как и другие предприниматели, могут получить штраф за его отсутствие.
В статье разберем требования Роспотребнадзора и ФНС, расскажем, когда стоит оформить уголок потребителя, и дадим пошаговую инструкцию, как это сделать.
Что такое уголок потребителя
Уголок потребителя позволяет потенциальному покупателю больше узнать о продавце, его товаре или услуге.
В нем можно найти ФИО предпринимателя или название компании, свидетельство о регистрации и другие сведения. Для удобства эта информация обычно размещается на стенде — он и называется уголок потребителя.
Документы, которые нужно там разместить, можно найти в ст. 8-10 Закона «О защите прав потребителей» и п. 8-16 «Правил продажи отдельных видов товаров». Их перечень отличается в зависимости от специфики бизнеса.
Например, если в торговой точке продается алкоголь, в уголке потребителя должна быть копия лицензии на его продажу.
В законе нет ограничений по количеству документов, а также четких указаний, как именно оформлять стенд. Можно разместить там любую полезную для покупателя информацию, например, условия проводимых акций.
Обязан ли самозанятый оформлять уголок потребителя
Что говорит закон. В законе «О защите прав потребителей» прямо указано, что он распространяется только на организации и ИП. Но нигде не сказано, что закон не может затрагивать и самозанятых.
А в п. 4 ст. 23 ГК РФ есть четкое определение, что человек, который продает товары или услуги, фактически действует как предприниматель. Из этого следует: если покупатель недоволен покупкой, продавец не может ссылаться на то, что не имеет статуса ИП и потому не отвечает за качество товара.
Позиция Роспотребнадзора. В письме от 28.12.2022 № 09-22204-2022-40 на вопрос, должен ли самозанятый иметь уголок потребителя, ведомство рекомендует его оформить.
Позиция ФНС. В № 422-ФЗ о самозанятых нет прямых требований о наличии у них уголка потребителя. Но все, кто ведет предпринимательскую деятельность, попадают под действие закона о защите прав потребителей. Согласно ему, уголок потребителя следует оформить всем, кто продает товары и услуги. В эти категории попадают, в том числе, и самозанятые.
В первую очередь уголок потребителя нужен тем, кто продает товары или оказывает услуги, например, делает массаж в арендованном кабинете или продает пирожные собственного производства в небольшом отделе. Покупатель вправе узнать о квалификации продавца и получить подробную информацию о его товаре.
Формально самозанятые не обязаны оформлять уголок потребителя. Но если спор о некачественных товарах или услугах дойдет до суда, вероятнее всего, тот встанет на сторону потребителя.
Какие документы должны быть в уголке потребителя
В список входят обязательные документы, которые обеспечивают потребительские права клиентов, и дополнительные — они защищают права посетителей в других сферах.
Обязательные документы:
- закон «О защите прав потребителей»: проверяющие органы рекомендуют размещать на стенде типографскую брошюру, а не распечатку из интернета;
- книга отзывов и предложений: она может находиться и у продавца, но тогда информацию об этом нужно разместить в уголке потребителя;
- телефоны, адреса, ФИО региональных ведомств, осуществляющих надзор в сфере потребительских прав;
- копия свидетельства о регистрации предпринимателя или компании;
- имя самозанятого или название заведения, адрес и график работы.
Дополнительные документы:
- схема эвакуации при пожаре и правила противопожарной безопасности;
- информация о льготах при обслуживании определенных категорий граждан, например, инвалидов;
- СанПиНы при торговле продовольственными товарами;
- цены и правила предоставления товаров или услуг.
Формально дополнительные документы не обязательно размещать на стенде. Но иногда за их отсутствие можно получить штраф. Например, его может выписать пожарная инспекция, если в магазине нет схемы эвакуации при пожаре.
Каким должен быть уголок потребителя
Место размещения. Четких правил нет, но посетитель должен иметь возможность без разрешения продавца подойти к стенду. По этой логике нельзя располагать уголок за прилавком, ширмой или стеклом.
Чаще всего его размещают у входа в помещение. Также подойдут прикассовая зона или другое доступное место торгового зала.
Как оформить уголок потребителя. Размеры, цвета и другие параметры стенда и документов предприниматель выбирает сам. Например, можно сделать так, чтобы уголок вписывался в интерьер помещения и совпадал с цветовой гаммой логотипа.
Роспотребнадзор дает такие рекомендации по оформлению уголка потребителя:
- информация должна быть актуальной текущему законодательству: если законы изменились, документы тоже нужно поменять;
- стенд должен быть хорошо освещена;
- покупатель должен иметь возможность взять документы в руки и полистать их;
- если на стенде крепится папка с вращающимися пластиковыми кармашками, на ее обложке нужно сделать надпись «Информация для потребителя».
Стенд можно сделать самостоятельно из куска фанеры: готовые проекты есть в интернете.
Что будет, если не оформить уголок потребителя
Наличие и правильность оформления уголка потребителя оценивает Роспотребнадзор. Инспекторы проверяют содержание стенда и актуальность размещенной информации.
Если есть грубые нарушения закона «О защите прав потребителей», например, отсутствует сам закон или копия лицензии, на торговую точку могут наложить штраф. Для ИП и самозанятых сумма штрафа составляет от 300 до 1,5 тыс. ₽.
Если уголка потребителя вообще нет, придется заплатить штраф: для самозанятых и ИП он составляет от полутора до двух тыс. ₽.
Незначительные нарушения, например, отсутствие графика работы, инспектор может попросить исправить сразу, без составления протокола. За нарушение, совершенное впервые, обычно дают минимальный штраф.
Проверить уголок потребителя имеют право и другие ведомства, например, пожарные или налоговики. Но они проверяют только документы, связанные с их деятельностью.
Они также имеют право наложить штраф. Поэтому в уголке потребителя желательно размещать все документы из приведенных списков.
Закон прямо не требует от самозанятых оформлять уголок потребителя. Но тем, кто продает товары и услуги оффлайн, выгоднее его иметь. Так покупатель увидит, что предприниматель уверен в качестве своего предложения, не боится жалоб и готов откликаться на претензий клиентов.
Кроме того, уголок позволяет оценить легальность работы, увидеть лицензии, сертификаты и свидетельства продавца — это повышает лояльность покупателей. Кроме того, наличие уголка потребителя в спорных ситуациях поможет избежать штрафа.