Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет изменения, внесенные в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»
Федеральным законом от 13.06.2023 № 255-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», касающиеся производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха.
Устанавливается, что производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха является составной частью производственного экологического контроля и осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, на которых расположены источники выбросов. Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха является составной частью производственного экологического контроля.
Предусматривается, что сведения о фактическом объёме и массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, полученные при проведении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха, указываются в отчёте об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Федеральным законом также уточняется терминология, а также требования охраны атмосферного воздуха при осуществлении градостроительной деятельности, обращении с отходами производства и потребления и некоторые другие вопросы.
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет правила использования пользователями недр отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород
Приказом Минприроды России № 247, Роснедр № 04 от 25.04.2023 утвержден порядок использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр.
Установлено, что использованию подлежат отходы недропользования V класса опасности, вскрышные и вмещающие горные породы, образовавшиеся при пользовании недрами на предоставленном участке, независимо от даты их образования и от лиц, в результате деятельности которых они образовались.
Образование отходов подтверждается геологической информацией о недрах, учтенной в реестре первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах федеральной государственной информационной системы «Единый фонд геологической информации о недрах».
Правила не распространяются на отходы, полученные при дальнейшей переработке полезного ископаемого, являющиеся продукцией обрабатывающей промышленности.
Приказ вступает в силу с 01.09.2023 и действует по 31.08.2029.
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет изменения, внесенные в правила расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 № 881 «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» обновлены правила расчета платы за негативное воздействие на окружающею среду.
Ключевые изменения касаются добавления платы за размещение побочных продуктов животноводства и производства, а также вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами. Также добавлена информация о расчете платы в случае изменения категории объекта НВОС.
Постановление вступает в силу с 01.09.2023 и действует до 01.09.2029.
Верховным Судом Российской Федерации даны разъяснения в каких случаях рубка лесных насаждений признается незаконной
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2022 № 38 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам» внесены изменения в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».
Разъяснено, что под рубкой лесных насаждений и (или) не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, первичную обработку и (или) хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (например, хлыстов, сортиментов).
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный в договоре аренды лесного участка, договоре купли-продажи лесных насаждений, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо
за пределами лесосеки, либо с нарушением установленного срока начала рубки.
Незаконной является также рубка, осуществляемая на основании представленных в органы, принимающие решение о возможности проведения рубки, заведомо для виновного подложных документов на использование лесов.
При этом договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у него отсутствуют необходимые документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо такой вид и (или) форма рубки не предусмотрены указанными документами.
Незаконной признается и рубка лесных насаждений, произрастающих в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляемая правообладателями земельных участков (например, арендаторами, пользователями) при отсутствии утвержденного в установленном порядке проекта культуртехнической мелиорации (за исключением случаев, когда рубка лесных насаждений осуществляется на основании проекта освоения лесов), а также с нарушением запретов и ограничений на рубку, установленных законодательством.
Также разъяснено, что не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, используемых для ведения сельскохозяйственного производства и связанных с ним целей (за исключением мелиоративных защитных лесных насаждений), произрастающие на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесных питомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, если иное
не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Также не относятся к предмету преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, лесные насаждения, определенные для рубки в соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений, договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов, если их рубка произведена лицом, у которого отсутствуют необходимые для этого документы. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение чужого имущества.
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет изменения в требования к содержанию программы производственного экологического контроля
Так, программа производственного экологического контроля (далее - ПЭК) дополнена разделом, содержащим сведения о видах побочных продуктов производства и требованиями к его содержанию, также в программу включен подраздел «Производственный контроль в области обращения с побочными продуктами производства» и требования к его содержанию.
Постановление вступает в силу с 01.09.2023.