Заключение
О результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта постановления администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики «Об утверждении Порядка предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики»
1.Общие сведения
1.1 Сектор экономики, промышленности и инвестиционной деятельности администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики – разработчик правового акта, устанавливающий новые права и обязанности для субъектов предпринимательской деятельности.
1.2 Наименование проекта акта: постановление администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики «Об утверждении Порядка предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики» (далее – НПА).
1.3 Стадия разработки: первичная разработка.
1.4 Данное заключение о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта акта подготовлено на этапе углубленной оценки.
1.5 Обоснование выбора варианта проведения оценки регулирующего воздействия.
Оценка регулирующего воздействия проекта акта проведена на основании Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики и Порядка проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, утвержденного постановлением администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики от 31.03.2023 № 344.
Оценка регулирующего воздействия проекта НПА проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики, ограничение конкуренции.
В ходе оценки регулирующего воздействия:
- установлено, что проекта НПА регламентирует порядок предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики;
- выявлено, что проект акта изменяет содержание прав и обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики.
- Описание существующей проблемы
2.1 Причины государственного вмешательства.
Развитие и необходимость поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей остаются приоритетными направлениями социально-экономического развития Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики.
Создать конкурентоспособное предприятие невозможно без модернизации основных фондов. Приобретение современного оборудования является залогом успешного развития и повышения конкурентоспособности.
Поддержка, предусмотренная проектом НПА, позволит в некоторой степени решить данную проблему, компенсировать часть затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, создать дополнительные рабочие места.
2.2 Негативные эффекты, связанные с существованием рассматриваемой проблемы.
К негативным моментам, связанным существованием рассматриваемой проблемы можно отнести:
- отсутствие актуального порядка и условий оказания финансовой поддержки юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг из бюджета Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики;
- снижение инвестиционной активности организаций;
- применение устаревших технологий, высокий износ материально-технической базы.
2.3 Основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, интересы которых затронуты существующей проблемой.
Субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также физические лица – производители товаров, работ, услуг, а также физические лица – производители товаров, работ, услуг, заинтересованные в ведении деятельности на территории Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики.
2.4 Риски и предполагаемые последствия, связанные с сохранением текущего положения:
- отсутствие заинтересованности у организаций в обновлении основных фондов;
- риск дальнейшего снижения предпринимательской активности.
2.5 Обоснование неэффективности существующего регулирования.
Неэффективность существующего регулирования объясняется существованием негативных эффектов, рассмотренных в п.2.2, а также предполагаемых последствий, описанных в п. 2.4.
- Цели правового регулирования
3.1 Основные цели правового регулирования.
Основной целью правового регулирования является выявление положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики, ограничение конкуренции.
- Возможные варианты достижения поставленных целей
4.1 Невмешательство.
Сохранение текущего варианта регулирования т.е неприятие проекта НПА.
4.2 Совершенствование применения существующего регулирования не рассматривалось.
4.3 Прямое государственное регулирование (форма).
Принятие постановления администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики в целях утверждения Порядка предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики».
4.4 Ожидаемое негативное и позитивное воздействие каждого из рассматриваемых вариантов достижения поставленных целей.
Социальные группы, экономические сектора или территории, на которые будет оказано воздействие:
- государство в лице администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики;
- субъект предпринимательской и инвестиционной деятельности, заинтересованные в ведении деятельности на территории Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики;
- физические лица - производители товаров, работ, услуг, осуществляющие деятельность на территории Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики;
- общество в целом (в лице населения Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики).
Качественное описание существующего воздействия:
- Невмешательство (статус – кво).
Сохранение текущего положения приведет к следующим негативным эффектам для социальных групп:
- отрицательный эффект для организаций, выраженный в снижении конкурентоспособности, увеличения износа и отсутствия возможностей для производства основных фондов в связи с недостатком собственных основных средств;
- негативный эффект для общества, выраженный в сокращении предложений ассортимента товаров, работ, услуг, сокращения рабочих мест;
- разнонаправленный эффект для государства, но больше отрицательный, выраженный с одной стороны в отсутствии затрат на оказание муниципальной поддержки и, с другой стороны, отрицательный эффект, выраженный в снижении конкурентоспособности организаций, износе оборудования, и в перспективе, закрытия производств.
2) Прямое государственное регулирование.
Предполагаемое принятие проекта НПА влечет с собой наличие следующих положительных эффектов для заинтересованных лиц:
- положительный эффект для организаций, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, выраженный в появлении нового источника финансирования модернизации оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции, создания рабочих мест;
- положительный эффект для общества в лице пользователей продукции, услуг, производимой организациями, которые получили муниципальную поддержку;
- разнонаправленный эффект для государства, выраженный, с одной стороны, в осуществлении расходов бюджета, и, с другой стороны, больше положительный - в увеличении оборотов организаций, внедрений инноваций и выполнении бюджета за счет увеличения объема налоговых поступлений с организаций, получивших муниципальную поддержку.
Сравнение вариантов государственного регулирования
Таблица 1. Сравнение эффектов для различных групп интересов в результате использования предложенных вариантов государственного регулирования
|
Невмешательство |
Прямое государственное регулирование |
Государство (в лице администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики) |
Отрицательный |
Положительный |
Субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности, физические лица - производители товаров, работ, услуг |
Разнонаправленный, но больше отрицательный |
Разнонаправленный, но больше положительный |
Общество |
Отрицательный |
Положительный |
4.5 Период воздействия.
Окончание воздействия регулирования проекта НПА не предусмотрено.
4.6 Количественная оценка соответствующего воздействия:
1) Невмешательство.
В случае невмешательства ожидается негативная ситуация, связанная со снижением предпринимательской и инвестиционной активности, сокращения количества предприятий и организаций (на 01.01.2021 г. – 593, на 01.01.2022 г. – 574, на 01.01.2023 г. - 448).
Непринятие НПА приведет к уменьшению объемов средств бюджетов, направляемых на муниципальную поддержку юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.
- Прямое государственное регулирование.
Принятие проекта НПА позволяет создать стимулы для роста предпринимательской активности, повышения эффективности производства путем обновления и модернизации основных фондов организаций, реализующих инвестиционные проекты, а также ускорить выполнение индикаторов и показателей, предусмотренных муниципальной программой «Экономическое развитие» на 2023-2035 гг., утвержденной постановлением администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики от 31.03.2023 № 345.
- Публичные консультации
5.1 Сведения о размещении уведомления о проведении публичных консультаций, сроках предоставления предложений в связи с таким размещением, лицам, которые извещены о проведении публичных консультаций, полный электронный адрес размещения уведомления о проведении публичных консультаций.
В соответствии с постановлением администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики от 31.03.2023 № 344 «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики и Порядка проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности», сектор экономики, промышленности и инвестиционной деятельности администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики в период с 31.03.2023 по 14.04.2023 года провел публичные консультации по проекту постановления Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики «Об утверждении Порядка предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики» (далее - нормативный правовой акт) на предмет выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Уведомление о проведении публичных консультаций с перечнем вопросов размещено на странице официального портала нормативных правовых актов Чувашской Республики (https://nk.cap.ru/) и на официальном сайте администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу:
(https://marpos.cap.ru/action/activity/banneri/tekuschie-napravleniya/2019-god/ocenka-reguliruyuschego-vozdejstviya-i-ekspertiza/ocenka-reguliruyuschego-vozdejstviya/2023-god/proekt-postanovleniya-administracii-mariinsko-posa/uvedomlenie).
Кроме этого, уведомления о проведении публичных консультаций с перечнем вопросов направлены 03.04.2023 года в прокуратуру Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, руководителям организаций, предприятий, индивидуальным предпринимателям Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики, начальникам 12 (двенадцати) территориальных отделов Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики, а также в Министерство финансов Чувашской Республики и в Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.
Предложения и рекомендации по изменению проекта нормативного правового акта принимались до 14.04.2023 года.
5.2 Стороны, принявшие участие в проведении публичных консультаций, сведения об участниках публичных консультаций, представивших предложения и замечания.
По результатам публичных консультаций ответ получен от руководителя Октябрьского территориального отдела Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики Далызиной Л.Г., у которой отсутствуют предложения и замечания по проекту нормативного правового акта.
Состоялись телефонные переговоры с индивидуальными предпринимателями Афанасьевым А.В., Ивановым В.Д., Базаровой Н.А., Мирзоджановым У.А., Плотниковым В.Е., ООО «Дриада», ООО «Вител», 11 (одиннадцатью) начальниками территориальных отделов Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики. Замечаний и предложений не поступало.
Иные организации, представляющие интересы предпринимательского сообщества, не представили предложения и замечания.
5.3 Сводка полученных комментариев, предложений и замечаний к проекту акта и информация об учете предложений (замечаний), обосновании причины, по которой предложения (замечания) были отклонены (при наличии).
По результатам публичных консультаций все участники указали на отсутствие предложений и замечаний к проекту НПА и выразили одобрение.
- Рекомендуемый вариант достижения поставленных целей
6.1 Описание выбранного варианта достижения поставленных целей.
В результате проведения оценки регулирующего воздействия проекта НПА в качестве рекомендованного варианта достижения поставленных целей был выбран вариант – прямое государственное регулирование, который предусматривает утверждение Порядка предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики», предусматривающий категории и (или) критерии отбора лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц - производителей товаров, работ, услуг:
- цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
- порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, неиспользованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
6.2 Обоснование соответствия масштаба правового регулирования масштабу существующей проблемы.
Масштаб правового регулирования соответствует масштабу существующей проблемы, поскольку в данном случае причина правового вмешательства заключается в необходимости урегулирования порядка и условий оказания финансовой поддержки – предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическими лицами (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг и подпрограммой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» в Мариинско-Посадском муниципальном округе Чувашской Республики муниципальной программы «Экономическое развитие» на 2023-2035 гг., утвержденной постановлением администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики от 31.03.2023 № 345.
6.3 Сведения о целях предлагаемого правового регулирования и обоснование их соответствия принципам правого регулирования, посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики, посланиям Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики, государственным программам Чувашской Республики и иным принимаемым Главой Чувашской или Кабинетом Министров Чувашской Республики документам, в которых формируются и обосновываются цели и приоритеты политики Чувашской Республики, направления реализации указанных целей, задачи, подлежащие решению для их реализации, соответствия поручениям Главы Чувашской Республики или Кабинета Министров Чувашской Республики органам местного самоуправления.
Цель предполагаемого правового регулирования соответствует:
- Федеральному закону от 06.10.2023 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- постановлению Правительству Российской Федерации от 27.03.2019 № 322 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок предоставления грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе»;
- подпрограмме «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» в Мариинско-Посадском муниципальном округе Чувашской Республики программы «Экономическое развитие» на 2023-2035 гг., утвержденной постановлением администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики от 31.03.2023 № 345;
- Уставу Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики, принят решением Собрания депутатов Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики от 14.11.2022 №3/2.
6.4 Описание обязанностей, которые предполагается возложить на субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности предполагаемым правовым регулированием, и (или) описание предполагаемых изменений в содержании существующих обязанностей указанных субъектов.
В ходе процедуры ОРВ проекта НПА исключены избыточные требования по предоставлению документов.
Доработанный проект НПА не содержит избыточных требований к субъектам предпринимательской деятельности и физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, а также положений, ограничивающих конкуренцию.
6.6 Оценка расходов бюджета Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики на организацию исполнения и исполнение полномочий, необходимых для реализации предлагаемого правового регулирования.
Предполагаемое правовое регулирование не предусматривает расходование средств бюжета Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики.
6.7 Оценка изменений расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности на осуществление такой деятельности, связанных с необходимостью соблюдать обязанности, возлагаемые на них или изменяемые предлагаемым правовым регулированием.
Регулирование, представленное в проекте НПА, не несет значительных издержек для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Проект НПА не содержит положений, способствующих необоснованным расходам субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также физических лиц – производителей товаров, работ, услуг.
Стоит отметить, что выгоды субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (при получении субсидии) будут перекрывать понесенные затраты.
6.8 Ожидаемые выгоды от реализации выбранного варианта достижения поставленных целей:
- положительный эффект для организаций, выраженный в появлении нового источника финансирования модернизации оборудования, увеличение объема выпускаемой продукции;
- положительный эффект для общества в лице пользователей продукции, услуг, производимой организациями, которые получили муниципальную поддержку, создание рабочих мест;
- разнонаправленный эффект для государства, но более положительный, выраженный, с одной стороны, в осуществлении расходов бюджета, и, с другой стороны, в увеличении оборотов организаций, внедрении инноваций и пополнении бюджета за счет увеличения объема налоговых поступлений организаций, получивших муниципальную поддержку.
Результатом принятия проекта НПА является установление правового регулирования порядка предоставления грантов в форме субсидий, юридическими лицами (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг из бюджета Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики.
6.9 Необходимые меры, позволяющие максимизировать позитивные или минимизировать негативные последствия применения варианта достижения поставленных целей.
Дополнительные меры не требуются.
6.10 Оценка рисков невозможности решения проблемы предложенным способом, рисков непредвиденных негативных последствий.
Невозможность решения проблемы отсутствует.
6.11 Иные сведения: отсутствуют.
- Реализация выбранного варианта достижения поставленных целей и последующий мониторинг
7.1 Организационные вопросы практического применения выбранного варианта достижения поставленных целей.
После утверждения проекта НПА администрация Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики обеспечивает информирование заинтересованных лиц о принятии соответствующего НПА, в том числе через официальный сайт и средства массовой информации.
7.2 Система мониторинга.
Мониторинг результатов выбранного варианта достижения поставленных целей предполагает ежегодно и включает проверку использования субсидии по целевому назначению. Эффективность вложения бюджетных средств определяется на основании представляемой организациями информации, согласно заключенным соглашениям на оказании муниципальной поддержки.
7.3 Вопросы осуществления последующей оценки эффективности.
Последующая оценка эффективности осуществляется путем анализа данных, собранных в ходе мониторинга результатов реализации выбранного варианта достижения поставленных целей, в том числе анализа результатов оказанной муниципальной поддержки на территории Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики.
- Информация об исполнителях
Настоящее заключение об оценке регулирующего воздействия подготовлено заведующей сектором экономики, промышленности и инвестиционной деятельности администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики Шумовой И.М. (телефон: 8 (83542) 2-14-45; электронная почта:[marpos_economy2@cap.ru.
Глава Мариинско-Посадского муниципального округа |
В.В Петров |