Как не стать жертвой мошенников?

Стать жертвой преступников может каждый, и неважно, использует он банковскую карту или предпочитает рассчитываться наличными. Мошенники умеют выманивать деньги онлайн, с помощью звонков и СМС, в социальных сетях.

Чаще всего злоумышленники выдают себя за сотрудников банков, правоохранительных органов. Они выстраивают разговор таким образом, чтобы под разными правдоподобными предлогами узнать данные карты либо заставить совершить какие-либо действия. Они могут использовать программы для подмены номера. Звонок с короткого знакомого номера автоматически вызывает доверие абонента.

Как показывает практика, самая уязвимая группа для телефонных мошенников - пожилые люди. 

Мошенники спрашивают конфиденциальные данные вашей карты: коды для подтверждения платёжных операций, CVC/CVV - три цифры с обратной стороны банковской карты, логины и пароли, код-пароль из смс к личному кабинету на сайте банка или в мобильном приложении. В иных случаях сообщают, что Банк заблокировал счёт, начислил штрафы за кредит или по карте проведена подозрительная операция.

Иногда потребители сообщают, что по телефону звонившие представлялись и сотрудниками полиции, ФСБ, прокуратуры, их или запугивали уголовным делом или сообщали о попавшем в беду родственнике. Мошенники могут нагнетать ситуацию, заставить действовать необдуманно, поспешно. В таком состоянии человек может поделиться с преступниками конфиденциальной информацией или перевести деньги на счёт обманщиков. Мошенники всегда торопят, чтобы не дать жертве времени обдумать ситуацию. Чаще всего звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек спит и не может быстро сориентироваться. В ходе звонка предостерегают от самостоятельных попыток решения проблемы.

Практические советы:

  • Не спешите принимать важные решения – не верьте тем, кто заставляет вас действовать второпях; не паникуйте, возьмите паузу, скажите «я вам перезвоню» и завершите разговор.
  • Если вам сообщают, что у родственников или друзей неприятности, постарайтесь связаться с ними напрямую.
  • Проверяйте информацию. Если вам говорят, будто вы что-то выиграли или c вашей карты случайно списали деньги и нужно назвать свои данные, чтобы остановить операцию, закончите разговор и перезвоните в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне вашей карты либо обратитесь в ближайшее отделение банка.
  • Не поддавайтесь на слишком выгодные предложения, тем более на обещания неожиданного обогащения .
  • В некоторых случаях, мошенники звонят с неизвестного номера и сбрасывают звонок, чтобы вынудить жертву перезвонить на этот номер. Хитрость в том, что обратный звонок на подозрительный номер будет платным. Иногда мошенники оставляют сообщение в голосовой почте — это повышает шанс, что вы решите перезвонить.
  • Не переходите по неизвестным ссылкам, не перезванивайте по сомнительным номерам. Даже если ссылка кажется надежной, а телефон верным, всегда сверяйте адреса с доменными именами официальных сайтов организаций, а номера проверяйте в официальных справочниках.
  • Если вам приходит СМС о зачислении средств (и сообщение похоже на привычное уведомление банка), а затем звонят и говорят, что  по ошибке зачислили вам деньги и просит вернуть, не спешите ничего возвращать. Такая ситуация больше похожа на мошенническую схему: скорее всего, деньги не приходили, СМС — не от вашего банка, а звонил вам злоумышленник. Проверьте состояние вашего счета, закажите выписку в онлайн-банке или позвоните в банк, прежде чем переводить кому-то деньги.
  • Если вам приходит уведомление «Подтвердите покупку» и код, а следом раздается звонок, который говорит, что по ошибке указал ваш телефонный номер, и просит продиктовать ему код, ни в коем случае не делайте этого. Мошенники пытаются выманить у вас код, чтобы списать с вашего счета деньги или подписать вас на ненужный платный сервис.
  • Никому не сообщайте персональные данные, а уж тем более пароли и коды. Настоящий сотрудник банка никогда не спросит секретные реквизиты карты (CVC/CVV), ПИН-коды и пароли, а номер карты и срок её действия знает из системы обслуживания клиентов, а мошенникам откроют доступ к вашим деньгам.
  • Не храните данные карт на компьютере или в смартфоне.
  • Используйте отдельную карту для покупок онлайн.
  • Установите на компьютер, телефон антивирус установите,  где возможно - двухфакторную аутентификацию,

Самое главное - не только рассказать пожилым людям и юному поколению о способах мошенничества и мерах предосторожности, но и оказать поддержку. Пусть Ваши близкие не стесняются звонить Вам в подобных ситуациях. Будьте всегда на связи. Если гражданин, не смотря на все предостережения, стал жертвой мошенничества, то необходимо обращаться в органы полиции.



Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в Цивильском районе
18 января 2023
14:42
Поделиться