Неформальная занятость Сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений
Снижение неформальной занятости и легализация трудовых отношений – это задача, решение которой приобретает сегодня особую значимость для всего населения. Значительное число граждан, фактически осуществляющих те или иные виды деятельности, не состоят ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношениях, не имеют статуса предпринимателя. Наличие нелегальной занятости приводит не только к низкой собираемости налогов, но и к увеличению количества случаев нарушения трудовых прав работников, особенно в сфере оплаты труда и охраны труда.
Неформальная занятость - официально незарегистрированная трудовая деятельность, которая предполагает отсутствие юридического оформления отношений найма или факта самостоятельного обеспечения работой.
Последствия неформальной занятости достаточно серьезны. Работники неформального сектора, на первый взгляд, получают финансовое преимущество в виде того, что неуплаченные налоги остаются у них, но при этом сталкиваются с ущемлением своих социальных и трудовых прав. Соглашаясь работать неформально, работник рискует: получать заниженную оплату труда; не получить заработную плату в случае любого конфликта с работодателем; не получить отпускные или вовсе не пойти в отпуск; не получить оплату листка нетрудоспособности; полностью лишиться социальных гарантий, предусмотренных трудовым договором; получить отказ в расследовании несчастного случая на производстве; не получить расчет при увольнении; получить отказ в выдаче необходимого ему кредита; получить отказ в выдаче визы и др. На уровне предприятия использование неформальной занятости представляется, на первый взгляд, выгодным, так как приводит к снижению издержек и росту прибыли. Однако, в случае применения к предприятию санкций (штрафов, запретов на деятельность и прочее) эффект может оказаться и негативным.
При неформальной занятости государство, а как следствие и общество, теряет часть налогов, которую могли бы платить работники и их работодатели при наличии официального оформления трудовых отношений.
Особенно остро проблема неформальной занятости встала в период пандемии коронавируса. Работник, официально не трудоустроенный, остался полностью незащищенным в своих взаимоотношениях с работодателем, чтобы отстоять и защитить свои права и законные интересы ему надо доказать факт трудовых отношений. Доказывать факт трудовых отношений придется в суде, а это довольно сложно, так как это делается с привлечением свидетелей, но далеко не все работники организации готовы дать свидетельские показания против своего работодателя.
Существуют различные методы снижения неформальной занятости. Это и проверки контрольно-надзорных органов, и информационно-разъяснительная работа с работодателями и работниками.
Каждый работодатель должен знать, что наступление мер ответственности реально и неизбежно.
Если будет установлен факт неофициального трудоустройства, ответственность для работодателя предусмотрена довольна серьезная: административная ответственность – статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уголовная – статьей 199.1 УК РФ. Санкции Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривают не только наложение штрафа на налогового агента, а также принудительные работы и лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии со статьей 123 Налогового кодекса РФ неправомерное неудержание или неперечисление в установленный Налоговым кодексом срок сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа с работодателя в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Для работника, который официально не трудоустроен либо трудовой договор с ним оформлен, но работник получает основную сумму зарплаты в конверте («серая зарплата»), так же предусмотрена налоговая ответственность в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ: неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Полностью искоренить проявления неформальной занятости возможно лишь с помощью самих участников трудовых отношений – работников и работодателей, от их гражданской позиции зависит эффективность этой работы.
О фактах выплаты «серых» зарплат граждане могут сообщить по телефону для последующей организации проверок работодателей в:
- Клиентская служба ПФР в Мариинско-Посадском районе - 8(83542) 22-5-99;
- Обособленное подразделение управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике в п.Кугеси- 8(83542) 22-9-89;
- Администрацию Мариинско-Посадского района - 8(83542) 2-15-65; 8(83542) 22-3-32.
- Прокуратура Мариинско-Посадского района - 8(83542) 2-14-54, 8(83542) 2-10-05
Также можно отправить обращения на электронные адреса: economy@marpos.cap.ru; econom7@marpos.cap.ru