Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

Об особенностях вывоза региональным оператором отходов от уборки улиц (листвы, веток, обрезки деревьев и кустарников), а также крупногабаритных отходов 

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) твердыми коммунальными отходами (ТКО) являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Также к ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог относятся к группам отходов «Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам» (код 7 31 200 00 00 0) и «Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам», (код 7 31 300 00 00 0).

Исходя из комплексного толкования норм федерального законодательства, а также учитывая позицию судов, отмечаем, что ТКО могут образоваться за границами жилых помещений (решение Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2019 № АКПИ19-543, Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 23.01.2020 № АПЛ19-508). Отходы, образующиеся при уборке приусадебной (придомовой) территории ИЖС и МКД (смет, мусор от опила деревьев, а также иные отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений и т.п.), также относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами.

При этом обращаем внимание, что в соответствии с пунктами 10, 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила) накопление указанных ТКО осуществляется потребителями в специализированных местах (площадках) накопления ТКО, путем складирования в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, а крупногабаритные отходы (КГО) - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. (п. 12 Правил).

В соответствии с п. 13 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4 °C и ниже, а при температуре плюс 5 °C и выше - не реже 1 раза в 7 суток.

Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз
(п. 13 Правил).

Таким образом, сбор и транспортировка вышеуказанных видов отходов, расположенных потребителями вне специальных мест (площадок) накопления, вне контейнеров, бункеров, расположенных на контейнерных площадках, не относится к сфере ответственности регионального оператора.

О порядке рекультивации объектов накопленного экологического вреда

Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что согласно ч. 3 ст. 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542, в соответствии с п.п. 3, 4 которого исполнителем, определенным органом местного самоуправления, в соответствии с законодательством о закупках (далее – исполнитель), осуществляется разработка проекта работ по ликвидации накопленного вреда и проведение работ по ликвидации накопленного вреда.

Согласно п. 7 вышеуказанных правил исполнитель согласовывает проект с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по согласованию проектов работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утв. приказом Росприроднадзора от 29.03.2021 № 142.

Срок согласования 30 рабочих дней, далее согласованный проект в течение 30 рабочих дней утверждается заказчиком (п.п. 7, 12 Правил).

Об обращениях в форме электронного документа

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» заявление в форме электронного документа обязательно должно содержать фамилию, имя отчество гражданина, направившего обращение, адрес электронный почты, по которому должен быть направлен ответ в форме электронного документа, существо вопроса и сведения, достаточные для разрешения обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 указанного Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом необходимо иметь ввиду, что в соответствии со ст. 60 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» анонимные обращения, содержащие сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, по которым невозможно подтвердить личность заявителя, не могут быть основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

О порядке рубки зеленых насаждений около электролиний

Разъясняем, что в соответствии с п. 21 Порядка установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (ред. от 21.12.2018) (далее - Порядок) для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

Согласно п. 16 Порядка доступ к объектам электросетевого хозяйства для их эксплуатации и плановых (регламентных) работ осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Согласно п. 17 Порядка плановые (регламентные) работы по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства производятся с предварительным уведомлением собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков.

Уведомление направляется в письменной форме почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Направление уведомления осуществляется с учетом определенных в установленном порядке контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции в срок, позволяющий обеспечить его получение не позднее чем за 7 рабочих дней до даты начала проведения соответствующих работ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18 настоящих Правил. В уведомлении указывается продолжительность работ, а также их содержание.

При этом пунктом 18 Порядка предусмотрено, что работы по предотвращению или ликвидации аварий, а также их последствий на объектах электросетевого хозяйства могут проводиться без предварительного уведомления собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков. При проведении указанных работ сетевые организации обязаны направить уведомление собственникам (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) соответствующих земельных участков не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала работ.

Об ответственности за несанкционированную свалку

Разъясняем, что правоотношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Ответственность в виде штрафов за несанкционированную свалку предусмотрена статьями 6.35 и 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В частности частью 1 ст. 6.35 КоАП РФ за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 2 указанной статьи КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное в течение года совершение вышеуказанного административного правонарушения, что влечет увеличение названных штрафных санкций вплоть до пятисот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В случае если вышеуказанные нарушения повлекли причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - то ответственность повышается вплоть до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, связанных с отходами животноводства, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Также частью 2 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное в течение года совершение указанного административного правонарушения, что влечет увеличение налагаемых штрафов вплоть до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В случае если вышеуказанные нарушения повлекли причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, то штрафы возрастают вплоть до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

О размере санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона для твердых бытовых отходов

Согласно п. 229 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»
(утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3) объекты размещения отходов должны располагаться за пределами жилой зоны на обособленных территориях с соблюдением требований, установленных для санитарно-защитных зон.

В соответствии с п. 247 указанных Требований полигоны должны размещаться ниже мест водозаборов хозяйственно-питьевого водоснабжения, с подветренной стороны (с учетом розы ветров) по отношению к населенным пунктам и рекреационным зонам.

На основании п. 1.2 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденной Минстроем России 02.11.1996, полигоны размещаются за пределами городов и других населенных пунктов. Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона - 500 м. Кроме того, размер санитарно-защитной зоны уточняется при расчете газообразных выбросов. Границы зоны устанавливаются по изолинии 1 ПДК, если она выходит из пределов нормативной зоны. Размер зоны менее 500 м не допускается.

Согласно п. 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с
гл. VII и Приложениями 1 - 6 к указанным Санитарным правилам. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Какие особые требования предъявляются к объектам размещения твердых коммунальных отходов

Основные требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации  от 12.10.2020 № 1657 «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов», в СанПиН 2.1.3684-21 и в Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утв. Минстроем России 02.11.1996, в частности:

1) при размещении объектов размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) места их расположения определяют при разработке территориальной схемы обращения с ТКО (п. 24 Требований по обращению с ТКО).

Объекты размещения ТКО, расположенные на территориях с высоким уровнем грунтовых вод, нужно проектировать и сооружать так, чтобы расстояние от нижнего уровня размещаемых отходов до уровня грунтовых вод составляло не менее 2 метров (п. 25 Требований по обращению с ТКО);

2) при обустройстве объектов размещения ТКО на просадочных грунтах объекты размещения ТКО должны проектироваться и сооружаться так, чтобы в результате просадочные свойства грунта были устранены (п. 26 Требований по обращению с ТКО).

Согласно п. п. 248 - 256 СанПиН 2.1.3684-21 должна быть предусмотрена система сбора и отвода биогаза на полигонах ТКО и устройство ограждения полигона ТКО (п. п. 252, 253 СанПиН 2.1.3684-21).

Объекты размещения ТКО должны быть оборудованы системами (п. п. 29, 30 Требований по обращению с ТКО):

- системой весового контроля;

- системами фотосъемки и (или) видеосъемки для фиксации движения транспортных средств, доставляющих твердые коммунальные отходы;

- автоматизированной системой учета и передачи информации в государственную информационную систему учета ТКО;

3) в ходе эксплуатации объектов размещения ТКО в соответствии с
п.п. 27 - 29 Требований по обращению с ТКО, необходимо принимать меры по охране атмосферного воздуха и подземных вод от поступления в них загрязняющих веществ (п. 27 Требований по обращению с ТКО).

Необходимо регулярно очищать прилегающую территорию и перехватывающие ограждения, автотранспорт от отходов (п.п. 257 - 260, 264 - 266 СанПиН 2.1.3684-21, перехватывающие обводные каналы, отводящие поверхностные (ливневые) стоки (п. 259 СанПиН 2.1.3684-21);

4) реконструкция объекта размещения твердых коммунальных отходов необходима, если по результатам мониторинга будет установлено, что негативно изменилось качество окружающей среды относительно показателей в проектной документации на строительство этого объекта, данных о фоновом состоянии окружающей среды в районе расположения объекта, данных наблюдений за состоянием объекта и его воздействия на окружающую среду и других данных, использованных при проведении мониторинга;

5) вывод из эксплуатации объектов размещения твердых коммунальных отходов нужно сделать в случаях, которые предусмотрены в п. 32 Требований по обращению с ТКО. В частности, после заполнения объекта размещения отходов до проектной вместимости, установленной проектной документацией на строительство или реконструкцию этого объекта (п. 32 Требований по обращению с ТКО).

О порядке постановки на учет объекта негативного воздействия на окружающую среду

Разъясняем, что в соответствии с ч.1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

На территории Чувашской Республики данными органами являются Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора (в отношении федеральных объектов надзора) и Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (в отношении региональных объектов надзора).

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (ч.2 ст. 69.2 Федерального закона).

Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.

Постановка на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта и выдача свидетельства о постановке на государственный учет этого объекта указанными органами осуществляется в течение десяти дней со дня получения, услуга предоставляется бесплатно (ч.4 и ч.15 ст. 69.2 Федерального закона).



Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура
29 июня 2022
10:24
Поделиться