Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой рассмотрено обращение индивидуального предпринимателя о нарушениях в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики при рассмотрении заявления о предоставлении в аренду лесного участка
В ходе проведения проверки установлено, что 11.09.2019 в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее – Министерство) поступило заявление ИП Якушева Р.М. о предоставлении в аренду лесного участка, расположенного на территории Соловьевского участкового лесничества Алатырского лесничества. По результатам рассмотрения заявления Министерством 10.10.2019 издан приказ «О предоставлении лесного участка в аренду», между тем договор аренды лесного участка заключен не был.
Из информации Министерства от 11.03.2020 следует, что Министерство не планирует заключение с ИП Я. договора аренды лесного участка, вышеуказанный лесной участок представлен лесными землями, занятыми лесными насаждениями хвойных и мягколиственных пород, лесными культурами, а в связи с п. 9 «Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых», утв. приказом Федерального агентства лесного хозяйства 27.12.2010 № 515, используются прежде всего нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель – участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения; отсутствует приказ Рослесхоза об отнесении лесов Алатырского лесничества к защитным лесам, эксплуатационным лесам и выделении особо защитных участков лесов. Данный лесной участок представлен лесными землями (занятыми лесными насаждениями хвойных и мягколиственных пород) – 41,9272 га, в том числе лесными культурами – 14,817 га, нелесными землями – 0,9959 га.
На основании ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК) ценные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии со ст. 1 ЛК лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, защитных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
Вместе с тем, Министерством в период с 2013 года не были приняты меры с целью не подписания документов – протокола заседания аукционной комиссии по проведению аукциона на право пользования недрами от 04.07.2013 № 3; распоряжения о предоставлении лицензии на право пользование недрами от 09.07.2013 № 424-р; протокола заседания комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых от 05.08.2015 № 40; заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых от 16.02.2016 № 51; горноотводного акта от 06.06.2016, так как Министерство обладало информацией о том, что на данном лесном участке произрастают лесные насаждения, как и не приняло мер по наложению испрашиваемого лесного участка с нелесными землями.
Кроме того, в нарушение требований Лесного кодекса Российской Федерации, «Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики государственной услуги по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в аренду без проведения торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности», утв. Указом Главы ЧР от 22.03.2016 N 24, по результатам рассмотрения заявления Министерством не направлено заявителю мотивированное решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду, не принято решение об отмене приказа «О предоставлении лесного участка в аренду» от 10.10.2019 № 748.
По данным фактам Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой 20.03.2020 в Министерство внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.
Старший помощник межрайпрокурора младший советник юстиции Р.Р. Родионов