Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

О гербах школ

Геральдическая символика является одной из важных составляющих государственной атрибутики любой страны: герб, флаг, национальный цвет становятся той эстафетой, которая передается из поколения в поколение. Это - традиции, национальные символы, которые сопровождают нас всю жизнь, с которыми мы проходим через праздники и беды.

Но символика не ограничивается знаками, связанными с властью.

Геральдическому совету при Президенте Российской Федерации вверено также заниматься кроме территориальной геральдики и корпоративной геральдикой.

Всем известно, что целый ряд корпораций, в какой бы форме они не существовали, будь- то учебное заведение, коммерческое предприятие или торговая фирма так или иначе стремится проявить себя в знаковой сфере.

На первое место можно поставить учебные заведения. Дело в том, что обладание корпоративным знаком для учебного заведения вполне естественно и традиционно. Гербы университетов возникли в еще в седом средневековье.

В последние годы геральдика учебных заведений переживает этап бурного развития. Герб - связующее звено между поколениями выпускников, между прошлым и будущим. Встречаясь друг с другом, люди часто просто не знают, что закончили одну школу или колледж и потому имеют много общего и связаны едиными корнями.

Надо ли говорить, как полезны могут быть такие почти родственные корпоративные взаимоотношения, способные только лишь объединять людей, а значит быть продуктивными и полезными. Кто знает, может именно с подобного символа для кого-то и начнется понятие «Родина»!

Положительным «веянием Запада» и примером для подражания надо признать многовековые геральдические традиции у «тамошних гимназий, колледжей и ВУЗов.

Неоднократно приходилось видеть у выпускников американских университетов особого вида перстни-печатки с гербом ВУЗа и годом выпуска. Это и есть гордость за свою «Almamater», единость духа учебного заведения и его выпускников, а значит и причастность к судьбе своего университета, к его истории, к будущему страны.

         А начинается понятие «честь» с малого, в том числе и со школьного герба. Жизнь, безусловно, вносит свои коррективы в размеренный ход событий, и иногда случается так, что-то или иное учебное заведение закрывается или перестает существовать. Но… остается жить благодаря созданному гербу, который принадлежит не только выпускникам и объединяет их вокруг себя, герб становится теперь уже частью истории, объектом изучения науки геральдики и интереса тех ученых, кто занимается исследованиями в этой увлекательной области знаний.

Как видим, востребованность геральдических символов имеет ныне под собой весьма благодатную почву. Могут под кистью профессионалов рождаться великолепные памятники геральдического и вексиллогического художества, владельцами которых становятся школьники и студенты, да по-сути и все мы!

Гербы становятся неотъемлемой частью школьной атмосферы, призывая своих хозяев к добру и красоте, проводя в жизнь своеобразную духовно-воспитательную миссию.

Учебные заведения могут представлять свой герб для полного эффекта во многих различных местах:

помещать на угловых штампах, служебных бланках с угловыми штампами и в другой служебной документации школы;

в рабочем кабинете директора, в помещениях школы, где проводятся официальные и торжественные мероприятия, зданиях и сооружениях школы, одежде работников и учащихся школы, форме спортивных команд и отдельных спортсменов, защищающих честь школы;

 на транспортных средствах, принадлежащих школе, на печатной продукции школы, на выпускаемых ею кино, - видео -, и в фотоматериалах, рекламно-информационной и сувенирной продукции, грамотах и значках, изготавливаемых по заказу школы.

Нужно заметить, что в тех странах, где этому уделяется большое внимание, эффект достаточно внушительный, по крайней мере очень любопытно, что это как раз те самые страны, где самый высокий уровень школьного образования. Геральдическая культура как предмет школьного образования входит в программу школьного обучения в Финляндии, Швейцарии и Швеции. Эти три страны, стабильно лидирующих в уровне среднего образования по всему миру и по Европе в частности. Знаковая культура – это часть общей культуры вообще и это часть способности человека эффективно и корректно жить в обществе, общаться в обществе, находить свое место и сообщаться с другими. В этом смысле геральдика является совершенно практичной и очень полезной для повседневной жизни, для повседневной деятельности, областью человеческого знания, областью человеческой культуры, областью развития личности и общества.

На сегодняшний день все учебные заведения города Мариинский Посад, а также Сутчевская, Шоршелская и Бичуринская школы Мариинско-Посадского района, имеют свои символы, получившие признание геральдической службы России. Разработанные герб и флаг прошли экспертизу в Геральдическом совете при Президенте России, после чего были утверждены решением педагогического совета школы в качестве главных корпоративных символов.

Утвержденные гербы и флаги поставлены на федеральный геральдический учет, подтверждающий официальное признание этих символов государством. Еще 7 оставшихся школ Мариинско-Посадского района приняли решение о создании своей символики и находятся в стадии их утверждения.



01 сентября 2018
12:52
Поделиться