Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

Закрытие полигона ТКО - хорошо это или плохо?

В выпуске нашей газеты от 22 марта т.г. было опубликовано интервью с исполняющим обязанности  первого заместителя главы администрации – начальника отдела градостроительства и общественной инфраструктуры администрации района О.Кучук  - «О рекультивации полигона ТКО».  В нем Ольга Вадимовна разъясняет причины закрытия  местного полигона ТКО и делится с планами по его рекультивации.
Но, оказывается,  не все считают, что это приемлемое решение. Против закрытия и рекультивации полигона высказывается  депутат Собрания депутатов Мариинско-Посадского городского поселения, директор ООО «Сундырь» Ю.СТЕПАНОВ. 

- Юрий Гурьевич, нам понятно, почему Вы отстаиваете собственную позицию: возглавляемое Вами ООО «Сундырь» занимается вывозом ТКО. Кроме того Вы в течение ряда лет арендовали местный полигон ТКО и за счет него зарабатывали какие-то деньги. Не так ли?

- Если Вы думаете, что я защищаю сугубо свои интересы, то ошибаетесь. Прежде всего надо учитывать интересы жителей города и района. Вот скажите: почувствовали ли марпосадцы на себе разницу после того, как стали вывозить ТКО в АО «Управление отходами» г.Новочебоксарск?

- Да, тарифы поднялись.

- Причем заметно. Я Вам приведу конкретные примеры. До закрытия полигона мы работали по тарифу: за каждый кубометр вывезенных отходов с управляющих компаний и ТСЖ брали 281 рубль. А с городской администрации еще меньше – 160 рублей. В прошлом году, когда ТКО стали доставляться в Новочебоксарск, тариф за вывоз каждого кубометра достиг 498 рублей, из них 425 рублей перечислялись в АО «Управление отходами». С нынешнего года ТКО в названном управлении уже принимают не в кубометрах, а в весовом измерении. За тонну ТКО приходится выкладывать 2062 рубля. Это нам еще более невыгодно, потому что вместе с мусором в зимнее время учитывается и вес снега, льда, в летнее время – дождевой воды.

- Хотите сказать, что сохранение местного полигона помогло бы сэкономить деньги как в кошельках простых людей, так и в казне города и сельских поселений? - Конечно. Местный полигон ТКО находится на расстоянии 1,5 км от города. Посчитайте, во сколько раз меньше транспортные расходы по сравнению с доставкой в Новочебоксарск. - Но ведь он не отвечает современным требованиям и не включен в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).

- Да, это так. Но кто виноват в том, что полигон так и не достроили до конца? Ведь для его доведения до ума нужны не такие уж большие деньги – порядка 1,2 миллиона рублей. Основной недостаток – не хватает ограждения вокруг объекта. Честно говоря, сам полигон вполне пригоден для эксплуатации. Не кажется ли вам, что получается как-то неразумно: на строительство этого сооружения вложены большие силы и средства, потрачены миллионы рублей. Даже мы, ООО «Сундырь», потратили немалые деньги, приведя подъездную дорогу к нему в божеский вид: было вывезено и выложено почти 1500 тонн битого кирпича. А тут его, не достроив, закрывают, и вложенные средства в буквальном смысле закапывают в землю. У меня есть такое предложение. В первое время, до получения лицензии на захоронение ТКО, территорию полигона можно использовать как мусороперегрузочную станцию, где можно будет сортировать отходы, и небольшую их часть отвозить в АО «Управление отходами». А после получения указанной лицензии этот объект можно использовать как временное хранилище для отходов (до 11 месяцев, как это разрешено законом).

- С одной стороны, Юрий Гурьевич, Ваши рассуждения как бы правильны. Но, с другой стороны, Вас хочется и упрекнуть. Вы много лет пользовались полигоном. Кто же Вам мешал его достроить?

- ООО «Сундырь» никогда не являлось хозяином полигона, а просто его арендовало у администрации района (полигон на его балансе). Причем, если бы его нам дали в долгосрочную аренду, скорее всего мы его обустроили бы. Но он предоставлялся нам в пользование каждый раз лишь на год, и так в течение 10 лет. То есть вкладывать большие средства в него у нас не было заинтересованности.

- Допустим, если полигон работал, то сколько мусора еще можно было бы туда вывозить?

- Вместимость полигона по проекту составляет 498 тысяч тонн. На сегодняшний день он заполнен только на 35 тысяч тонн. Если каждый год вывозить хотя бы по 10 тысяч тонн (объем вывозимого мусора из нашего города даже меньше этой цифры), то посчитайте, на сколько лет его хватит.

- Получается, у него огромный потенциал. Еще, Юрий Гурьевич, такой вопрос: улучшилась ли ситуация в городе после перехода на новую систему вывоза ТКО?

- Приведу такие цифры. В 2014 году из территории города было вывезено 7658 кубометров ТКО, в 2015 году – 7742 кубометра, в 2016 – 4481 кубометр. Как видите, объем вывозимого мусора по показателям из года в год как бы падает. Но ведь, на самом деле, мусора меньше не становится, он остается в несанкционированных свалках. По моим подсчетам, осенью прошлого года в нашем городе насчитывалось порядка 29 неразрешенных мусорных свалок. Кроме того, вы сами видите, что творится в городе на месте снесенных ветхих домов. Оставшийся мусор не вывозится по нескольку лет, портя вид города. Если бы работал местный полигон ТКО, эту проблему решить было бы легче. Ведь Новочебоксарское АО «Управление отходами» уж точно не будет принимать такой строительный мусор и хлам. В то же время заваливать им овраги недопустимо. Вот и получается, что у палки два конца.

- Если полигон ТКО в нашем районе очень нужен, то почему же местные власти поспешили его закрыть?

- Такое решение мне не очень понятно. Я лично не нахожу убедительной причины для этого. Наверное, представители местной власти все же не продумали этот вопрос до конца. Тем не менее, как мне кажется, исправить ошибку никогда не поздно. Я считаю, что полигон ТКО является для нашего района объектом стратегического назначения. Он, в некоторой степени, необходим как кладбище-скотомогильник. Я думаю, что со мной согласны многие городские жители. Надеюсь, что в этом вопросе меня поддержат и депутаты районного Собрания депутатов, более досконально вникнув в суть проблемы.

- Спасибо, Юрий Гурьевич, за Ваше личное мнение по поводу закрытия и рекультивации полигона ТКО. Надеюсь, что ответственные лица дадут более подробное разъяснение по данному вопросу.

Записал И.ВАСИЛЬЕВ.

 

Комментарий и.о. первого заместителя главы администрации  района -  начальника отдела градостроительства и общественной инфраструктуры администрации района О.КУЧУК:

-   Не могу оставить без комментария интервью директора ООО «Сундырь» Юрия Гурьевича Степанова, так как в нем затронуты вопросы, которые на сегодняшний день являются приоритетными для Чувашской Республики и Мариинско-Посадского района, в частности.
Вопрос повышения тарифа на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов по-прежнему остается актуальным, поскольку затрагивает каждого жителя. Может быть,  не все понимают, что специфика отношений заключается в том, что услуга по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов входит в состав жилищных услуг и цена ее определяется общим собранием собственников помещений в жилом доме по предложению управляющей компании или ТСЖ.
Поясняю, услуга состоит из 2 составляющих: 1) сбор и вывоз ТБО, цены на которые не регулируются государством, т.е. перевозчики устанавливают ее сами; 2) утилизация ТБО, тариф установлен Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам.
По информации Госслужбы по тарифам, начиная с 2017 года от представителей товариществ собственников жилья, управляющих компаний и организаций поступает информация о том, что организации, осуществляющие сбор и вывоз ТБО, начали завышать цену за сбор и вывоз более чем в 2,5 раза по сравнению с 2016 годом, устанавливая ее в размере 500 руб./куб. м. и более.
В ходе проведенного Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам анализа расчетов стоимости услуги по сбору и вывозу ТБО, выявлено, что организациями - перевозчиками включаются расходы на полное покрытие кассовых расходов, единовременное погашение целевых кредитов, погашение кредиторской задолженности, хотя включение данных расходов в стоимость услуги по сбору и вывозу ТБО противоречит требованиям действующего законодательства в сфере бухгалтерского учета и является экономически необоснованным.
Поскольку применение мер реагирования по резкому увеличению стоимости услуги по сбору, вывозу ТБО относится к полномочиям антимонопольного органа, результаты анализа Госслужбой направлены 7 марта в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии для проведения проверки по указанным признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Максимальная цена услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО, рассчитанная с применением предлагаемых Минстроем Чувашии к утверждению нормативов накопления ТБО, составит не более 340 руб./куб.м (сбор и вывоз ТБО – 120 руб./куб. м, утилизация - 220 руб./куб.м). Рост платы граждан за содержание жилья в данном случае составит 6%, всего стоимости коммунальных услуг – не более 1%.
Таким образом, установление новых тарифов на утилизацию ТБО в тоннах не может привести к резкому росту платы граждан. Ажиотаж вокруг увеличения конечной цены на услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО явно необоснован.
Работа по установлению разумного тарифа на данный вид услуг ведется на уровне исполнительных органов власти Чувашской Республики, но нужно учитывать и тот фактор, что с 1 января 2016 года вступили в силу нормы Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», предусматривающие новое правовое регулирование обращения с ТКО, а именно то, что образующиеся отходы должны сортироваться, прессоваться и подвергаться вторичной переработке, что должно привести к поэтапному сокращению захоронения.
Существующая свалка возле г. Мариинский  Посад, образованная в восьмидесятых годах прошлого века, не отвечает экологическим требованиям и не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов. Утилизация отходов, соответствующая действующему законодательству, на нем невозможна. Полигон наносит значительный экологический ущерб не только городу, но и близлежащим поселениям. Не секрет, что ежегодно, с начала установления высоких температур наружного воздуха, на полигоне происходят спонтанные возгорания, которые имеют глубинный характер, причиной является газ метан, выделяющийся в процессе разложения отходов.
Также хочется сказать, что внесение объекта в ГРОРО  осуществляется организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности. Наш полигон тоже был внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов и также, в последующем, «благополучно» оттуда исключен  как раз  эксплуатирующим его в то время Ю.Степановым.Для решения проблемы обращения с отходами в Чувашии на принципах государственно-частного партнерства создана инновационная комплексная система переработки и утилизации отходов, благодаря чему республика входит в число «пилотных» регионов России, готовых к переходу на новую систему обращения с отходами. Основой этой системы являются мусоросортировочный комплекс и полигон ТБО в г. Новочебоксарск.
В настоящее время в Чувашской Республике сформирована необходимая правовая база в сфере обращения с отходами, утверждена территориальная схема обращения с ТКО, на основании которой Мариинско-Посадский район отнесен, по территориальной принадлежности, к полигону г. Новочебоксарск.
Общий объем инвестиций, направленный на строительство современного мусоросортировочного комплекса, составил около 1 млрд. 450 млн. рублей. Технологии, которые используются на полигоне, полностью соответствуют современным стандартам и законодательным нормам.
А наш полигон ТКО является объектом накопленного экологического ущерба и должен быть включен в паспорт приоритетного проекта «Чистая страна» для его ликвидации. Напомню, что рекультивация свалки позволит возвратить в хозяйственный оборот более 10 га земли, ликвидировать «горячую» экологическую точку, улучшить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и исключить риск возникновения чрезвычайной ситуации.

 



"Наше слово" ( Мариинско-Посадская районная газета)
12 апреля 2017
12:02
Поделиться