Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

Сквозь муки ада

Война.… При одном этом слове сжимается сердце. Сколько жизней ни в чем не повинных людей она унесла! Как и все население нашей страны, жители деревни Мижули встали на защиту своей Родины. Одни уходили на фронт в самом начале войны, другие чуть позже. Но всем им пришлось сполна хлебнуть горя и лишений.
       По книгам и фильмам мы имеем представление о концлагерях, нечеловеческих условиях, в каких содержались военнопленные. Участник ВОВ Григорий Григорьевич Евграфов четыре долгих года провел в немецких лагерях. Он на себе испытал этот фашистский ад. Вот что он рассказал незадолго до своей смерти автору этой статьи.
«В1939 году я был призван на действительную службу. Служил в Молдавии. Был сапером. Когда началась война, полк располагался в городе Бендеры. Немцы беспрерывно бомбили, с боями наши войска отходили на Украину. После очередной сильной бомбежки нашу часть перевели в район города Умань. Снова отступление. В Винницкой области под местечком Высокая 12-я и 6-я Армии попали в окружение. Генерал Армии Понеделин дал приказ идти на прорыв. Шли ночью колоннами через лес. С собой взяли только винтовки и боеприпасы. Вдруг немцы открыли минометный обстрел по колонне. Очень многие тогда погибли. Утром те, кто остался в живых, продолжили движение небольшими группами в восточном направлении. Дошли до деревни. Нас было 12 человек, зашли в полуразрушенный подвал, но немцы начали обстрел, от разрыва мины меня контузило. Друзья тащили меня на плащ-палатке. Наконец-то мы пробились к тому месту, куда должны были выйти из прорыва наши колонны. Но там уже стояла немецкая часть. 6-я Армия сумела вынести свое знамя из окружения, а наша 12-я Армия не смогла. Мы попали в плен.
Даже не хочется вспоминать, когда заново предстают перед глазами те ужасы, которые пришлось пережить... Август 1941года. Нас, пленных,  пешком ведут в Винницу. Кругом лежат мертвые, стоит трупный запах. Идти тяжело...
В лагере для военнопленных в Виннице были люди разных национальностей. Всем нам хотелось на волю, хотелось работать. Ночью занимали очередь, чтобы попасть на работу. Жили в старой конюшне, где стояли нары в 2-3 этажа, давали баланду – воду с мукой. Помню, что очень сильно били евреев, били плетками, а если упадут, то немцы и полицаи топтали их тела. Очень много людей умирало в лагере. Сам я тоже чуть не умер от болезней. Докторов нет, лечиться не было возможности. Зимой, во время перехода в другой лагерь, я очень сильно обморозил ноги, был босым, ботинок не было, только тряпками кое-как обмотал ступни. Шли пешком по льду по реке Буг. Меня, больного, товарищи несли на руках. Попал в госпиталь Красного Креста для военнопленных, два дня лежал. Потом нас перевезли в лагерь в г. Житомир, везли в вагонах для перевозки скота. Еще раз сильно обморозил ноги. Целый месяц лежал в казарме. Соседи помогли. На ноги не вставал, кожа с ног слезла  как чулки. Вновь учился ходить.
Затем опять переезд. На этот раз путь лежал в Германию, в лагерь «Бийсберг». Это было трехэтажное здание, в котором раньше содержались военнопленные первой Мировой войны.
Шел 1945 год. Советские войска подходили к Берлину. Немцы в срочном порядке эвакуировали наш лагерь. Мы втроем решили бежать: я, Кормовых из Сибири и Литвиненко из Новосибирска. Ночью во время эвакуации мы сбежали. Хотели направиться на восток. Долго прятались в лесу, 5 дней ничего не ели. Территория, где мы прятались, была уже в руках американцев. Союзники передали нас англичанам. Впоследствии мы узнали, что оставшихся на острове военнопленных подорвали, никого не осталось в живых. В лагере у англичан находилось 12 тысяч человек. Вот здесь и встретил я День Победы. Затем нас передали своим.
Допрос за допросом, чекисты нас тщательно «фильтровали». Очень скоро нас отправили на остров Узедом, где немцы во время войны содержали свои самолеты и ракеты. Здесь я прослужил год и в июне 1946 года вернулся на Родину, в свою родную деревню Мижули, в которой не был 7 долгих лет. Младший брат Владимир, окончив военное училище, в звании младшего лейтенанта ушел на фронт в самом начале Великой Отечественной войны. Он не вернулся с войны, пропал без вести».
А. ЛЕОНТЬЕВА.



"Наше слово" ( Мариинско-Посадская районная газета)
28 октября 2015
15:37
Поделиться