Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

Профессиональная ориентация молодежи

Социально-экономические реалии современной жизни России по-новому ставят перед педагогической общественностью проблему взаимоотношений человека и труда. Важнейшим условием, без которого невозможен переход российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития, становится утверждение ценностей профессиональной деятельности, повышение значимости труда для всех членов общества, особенно для молодежи. От включения молодежи в профессиональную деятельность, их профессиональной самореализации зависит развитие экономики страны и гражданского общества в целом.
Вопросы профессиональной ориентации детей и молодежи подробно обсуждались  в день проведения августовской конференции педагогов на секционной площадке, на которой встретились руководители школ, учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, представители работодателей и Центра занятости. За «круглым столом» были намечены пути, формы и содержание взаимодействия «Школа – СПО, ВПО – Работодатель». Думаю, механизмом реализации этого взаимодействия должно стать заключение соглашений между техникумами, вузами с каждым общеобразовательным учреждением, где (по возможности) указать, сколько специалистов по разным направлениям необходимо району, городу в ближайшие годы (до 2025 года).
Профориентация тесно связана с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, обучение по которому мы начинаем в этом году с 5 класса. В частности, в нем отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. На 11 предметных секциях августовской конференции были обсуждены наиболее актуальные вопросы реализации ФГОС основного общего образования. Более 300 педагогов и руководителей образовательных организаций приняли участие в этой дискуссии.
Государственная политика в области образования направлена на ее модернизацию и укрепление материально-технической базы. В соответствии с этим направлением почти половина бюджета района тратится на образование. Расходы на отрасль в 2014 году, по сравнению с 2009 годом, возросли в 1,5 раза.
На развитие инфраструктуры системы общего образования  района в 2010-2015 годах направлен 151 млн. 800 тыс. рублей. Построен пристрой к МБОУ «Гимназия №1» - 89 млн.600 тыс. рублей; из 13 школ в 11 школах проведен капитальный ремонт на сумму 28,0 млн. рублей; приобретено и получено оборудования для школьных столовых на сумму 1,2 млн. рублей; обновлен парк школьных автобусов на сумму 11,4 млн. рублей; пополнены фонды школьных библиотек на сумму 6,2 млн. рублей; обновлено учебное и учебно-лабораторное оборудование на сумму 13,7 млн. рублей; приобретено и получено оборудование для медицинского обслуживания учащихся на сумму 0,6 млн. рублей.
Также одним из приоритетных направлений государственной политики является обеспечение детей дошкольным образованием. Равные стартовые возможности получения образования детьми в районе обеспечивает дифференцированная сеть образовательных учреждений, состоящая из 6 детских садов, одной начальной школы – детского сада, 12 дошкольных групп при общеобразовательных учреждениях. В них получают дошкольное образование 990 детей.
С 2011 года для обеспечения доступности дошкольного образования дополнительно создано 185 мест. Решая задачу увеличения охвата детей дошкольным образованием, в 2011 году в систему дошкольного образования возвращено здание реконструированного детского сада «Радуга» на 95 мест. На эти цели из местного бюджета на капитальный ремонт здания потрачено более 3 млн. рублей. В 2012 году на создание дополнительных мест в детских садах из федерального бюджета выделено 270 тыс. рублей. В 2015 году на капитальный ремонт пустующих групповых помещений в МБДОУ детский сад «Радуга» г. Мариинский Посад из федерального бюджета выделено 2 млн. рублей, что позволило создать дополнительно 20 мест.
С января 2014 года внедрена единая автоматизированная информационная система «Е-услуги. Образование» (модуль «Электронная очередь»), которая предоставляет услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в дошкольные образовательные учреждения Чувашской Республики в электронном виде. Доступ к данной системе есть и у родителей, они теперь сами могут отслеживать движение очереди в детский сад. На сегодняшний день в Мариинско-Посадском районе в электронной очереди зарегистрированы 193 ребенка.
Детей в возрасте от полутора лет мы постараемся обеспечить  местами в детских садах с  сентября 2015 года. А для детей старше 3 лет очередь в дошкольные образовательные учреждения практически ликвидирована.
Одной из ключевых задач образовательной политики России является поиск одаренных детей и развитие их способностей. Один из методов - развитие олимпиадного движения. Сегодня олимпиады проводятся по 21 предмету школьного образования. Особенностью проведения олимпиады в 2014-2015 учебном году стало то, что отбор участников муниципального этапа по результатам школьного этапа проводился по рейтинговой системе.
В муниципальном этапе всероссийской олимпиады приняли участие 929 школьников нашего района. Из них стали победителями и призерами 248 участников. Наиболее высокую подготовку демонстрируют участники олимпиады по таким предметам, как ОБЖ, литература, физическая культура, технология.
Министром образования Чувашии 2015-2016 учебный год объявлен Годом предмета «Технология». Это фактически единственный школьный учебный курс, направленный на овладение учащимися навыками конкретной деятельности, создание новых ценностей, формирование у детей технологического мышления. Думаю, что та заинтересованность в предмете, которую демонстрируют школьники на олимпиаде, наряду с укреплением материально-технической базы кабинетов, обновлением оборудования, повышением квалификации педагогов, помогут сделать предмет «Технология» одним из главных предметов в системе профессиональной ориентации школьников.
В 2014-2015 учебном году участниками регионального этапа всероссийской олимпиады стали 34 школьника Мариинско-Посадского района (в 2013-2014 уч.г. – 28). Эффективность участия школьников района за последние 3 года растет.
Необходимо отметить успехи на региональном этапе олимпиады школьников Октябрьской школы, Гимназии №1, Сутчевской и Шоршелской школ, а также ООШ г. Мариинский Посад. Призерами регионального этапа стали 4 учащихся Мариинско-Посадского района.
О качестве профориентационной работы позволяют судить результаты государственной итоговой аттестации. В 2015 году к государственной итоговой аттестации допущены 229 выпускников 9 класса  и 96 выпускников 11 класса района.
Как и в прошлом году, для получения аттестата об основном общем образовании девятиклассникам достаточно было успешно сдать экзамены по двум обязательным предметам – русскому языку и математике. В 2015 году наши выпускники сдали русский язык с результатом, превышающим республиканский (средний балл по Мариинско-Посадскому району составил 4,34, по республике – 4,28). Необходимо отметить хорошую подготовку учащихся Гимназии №1, Октябрьской, Первочурашевской, Шоршелской, Бичуринской школ, Мариинско-Посадской ООШ. Также улучшились результаты по русскому языку, математике, биологии и информатике. Несколько хуже стали результаты по обществознанию, физике, географии и английскому языку.
Для оценки качества предпрофильной подготовки обучающихся интересен такой показатель, как доля выпускников, сдававших три и более экзамена в форме ОГЭ. Этот показатель в среднем по району вырос по сравнению с прошлым годом. Более половины выпускников 9 класса, кроме обязательных экзаменов (математика и русский язык), сдавали экзамены по выбору. Это говорит о том, что наши девятиклассники планируют своё дальнейшее образование.  Необходимо отметить хорошую работу в данном направлении в Гимназии №1, Шоршелской и Сутчевской школах. Больше всего выпускники выбирают для сдачи экзамена такие предметы, как обществознание, физика, биология.
Выпускники 9 класса района активно поступают в учреждения профессионального образования. В этом году 41,9% выпускников поступили в 10 класс, 58,1 % - в учреждения среднего профессионального образования. Необходимо и дальше поддерживать стремление наших выпускников стать квалифицированным рабочим, специалистом. Нужно налаживать сотрудничество с учреждениями среднего профессионального образования и ориентировать обучающихся на поступление в ССУЗы Чувашской Республики.
В прошлом году мы подробно обсуждали качество математического образования.  Эта тема была основной в работе учителей математики. Впервые в этом году выпускники 11 класса получили возможность выбирать между экзаменом по математике базового уровня и экзаменом по математике профильного уровня. В этом году базовую математику сдавали 72% выпускников 11 класса. Средний балл (по пятибалльной системе) составил 4,33, что выше республиканского (4,12). Необходимо отметить успехи выпускников Гимназии №1,Сутчевской и Октябрьской школ. Средний балл по математике профильного уровня по району (44,16) оказался ниже среднереспубликанского (51,18). Окончательные выводы делать, наверное, еще рано, но, очевидно, что проблема повышения качества математического образования остается актуальной.  Руководителям школ необходимо совместно с методическим центром проанализировать результаты экзаменов, организовать индивидуальные программы повышения квалификации учителей математики тех школ, где есть проблемы и где результаты ниже среднереспубликанских.
Как отметил в своем докладе на республиканской конференции работников образования министр Владимир Иванов, не должно быть средней школы, где не выбирается для ЕГЭ физика, химия. ЕГЭ по физике выбирает примерно 21% выпускников района.
Выпускникам Мариинско-Посадского района химия «нравится» больше, чем физика. По выбору данного предмета на ЕГЭ район занимает 3 место среди муниципалитетов (22,92%) и превышает среднереспубликанский уровень (14,05%). Особенно активны выпускники Первочурашевской школы (75%). Лучше всего сдали экзамен по химии выпускники Шоршелской, Сутчевской и Октябрьской школ.
Вторым по популярности предметом у выпускников Мариинско-Посадского района является биология. В целом по району ее выбрали 31,25% выпускников, по Чувашии – 19,17%. Особенно «уважают» биологию, как и химию, выпускники Первочурашевской школы (75%). Лучше всех сдали биологию обучающиеся Гимназии №1 и Октябрьской школы.
Нельзя не остановиться на результатах ЕГЭ по обществознанию. Его выбрал каждый второй выпускник Мариинско-Посадского района. Лучше всех обществознание сдали выпускники Сутчевской и Октябрьской школ. Хуже - выпускники Шоршелской СОШ.
Поэтому задачами общеобразовательных учреждений Мариинско-Посадского района на 2015-2016 учебный год должны стать:
- Организация качественной работающей системы профильного обучения в старшей школе. Использование таких моделей профильного обучения, как сетевое взаимодействие школ, сетевой учитель, использование ресурсов дополнительного образования и т.д.
- Повышение квалификации педагогов в плане подготовки обучающихся к ЕГЭ, используя все доступные формы, как курсы повышения квалификации, семинары, тренинги, занятия в рамках районных предметных ассоциаций.
- Повышение качества предпрофильной подготовки в основной общеобразовательной школе. Такая работа должна проводиться не только в 9 выпускном классе, но и в младших классах.
В настоящее время большое внимание уделяется поддержке талантливой молодежи, которой  с каждым годом становится больше.
В период с 2013 по 2015 год более чем в 2 раза увеличилось количество молодых людей, удостоенных специальной стипендией Главы Чувашской Республики за особую творческую устремленность. В этом году 31 представитель молодежи района был отмечен данной стипендией. В период с 1 сентября 2014 г. по 31 августа 2015 г. 3 представителя района удостоены именной стипендии Главы республики.
Подпрограмма «Молодежь Мариинско-Посадского района» второй год подряд становится победителем в республиканском конкурсе муниципальных программ по работе с детьми и молодежью и получает субсидию из республиканского бюджета на реализацию основных мероприятий в рамках подпрограммы.
Также особое значение в районе придается военно-патриотическому воспитанию детей и подростков. Сегодня всё большей популярностью пользуется кадетское образование. При Октябрьской школе в 2014-2015 году действовали 2 кадетских класса (36 кадетов). Кадеты принимали активное участие в районных, республиканских и всероссийских конкурсах. Так, в 2014-2015 учебном году кадеты успешно участвовали в финале Всероссийского фестиваля «Юные таланты Отчизны» - 4 дипломанта по разным номинациям, а также заняли 3 место в республиканском смотре-конкурсе кадетских школ и образовательных организаций, имеющих кадетские классы. Кадеты Никита Матюшов и Ксения Чупракова удостоились премии для  поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Талантливая молодежь».
 После окончания образовательного учреждения в кадетском классе выпускники продолжают свое обучение в высших военных учебных заведениях.
Система патриотического воспитания включает в себя целый комплекс мероприятий. Ежегодно в районе проходит месячник оборонно-массовой и спортивной работы, Спартакиада юнармейских отделений (в рамках данной Спартакиады проводится фестиваль юнармейских отделений, соревнования по пулевой стрельбе, спартакиада молодежи допризывного возраста), районные игры юнармейского движения «Зарница», «Орленок», слет отрядов юных космонавтов, акция «Весенняя неделя добра», фестиваль юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо», День молодого избирателя, митинг, посвященный Дню памяти воинам-интернационалистам, учебные сборы.
2 раза в год проводится районный праздник «День призывника». В данном мероприятии участвуют представители администрации района, военного комиссариата, призывники, родители призывников, старшие классы и группы образовательных учреждений района. В рамках этого мероприятия пропагандируется добровольное поступление граждан на военную службу.
Школа и внешкольное пространство – основное место профессионального самоопределения личности. Одним из новшеств этого года стало открытие республиканских специализированных (профильных) лагерей. В 2015 году 39 детей из нашего района отдохнули в 6 профильных лагерях республики. Профильные смены включали различные направления: эколого-биологические, краеведческие, естественно-научные и гуманитарные смены для одаренных детей  «Индиго», робототехника, кадетская смена  «Рекрут», а также смена «Пленэр-АРТ» для учащихся детских художественных школ и домов творчества.  
Особо хочу остановиться на новшествах, которые ждут нас в 2015-2016 учебном году. В новом учебном году начнутся изменения в государственной итоговой аттестации. Помимо русского языка и математики, 9-классники должны будут выбрать еще 2 предмета. В последующие годы количество предметов по выбору будет расти: в 2018 году – до трех, в 2020 году – до четырех. Уже в 2017 году баллы будут выставляться с помощью федеральной шкалы и влиять на оценку в аттестате.
Одна из новых форм оценки качества образования - всероссийские проверочные работы. Это разновидность промежуточной аттестации на соответствие результатов обучения школьников требованиям, установленных стандартами. Проверочные работы будут проводиться по единым материалам и оцениваться по единой методике. Проводить и проверять их будут учителя в школах. Всероссийские проверочные работы в 2015-2016 учебном году впервые напишут четвероклассники по русскому языку, математике и окружающему миру. В последующие годы, по мере утверждения примерных программ и внесения изменений в государственные стандарты, проверочные работы будут проведены и в других классах.
 В день конференции на секционных площадках было организовано обсуждение актуальных вопросов современного образования, прошел заинтересованный живой разговор по обозначенным темам, была презентация лучших успешных педагогических практик. По итогам обсуждения выработаны рекомендации, по которым будут приняты необходимые решения.
С. АРСЕНТЬЕВА,
 начальник отдела образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района.



"Наше слово" ( Мариинско-Посадская районная газета)
02 сентября 2015
09:13
Поделиться