Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

Из истории Службы судебных приставов

6 ноября текущего года Служба судебных приставов справила свой 10-летний юбилей, с чем мы от имени многочисленной армии читателей газеты, извиняясь за некоторое опоздание, искренне поздравляем данную Службу в лице прекрасных, неутомимых, терпеливых и преданных своему нелегкому делу судебных приставов Мариинско-Посадского районного участка во главе с требовательным, внимательным, чутким, высокопрофессиональным начальником Т. Сидугановой. Желаем им крепкого здоровья, твердости духа, неиссякаемой энергии, доброты и творчества, профессиональной исполнительности и всего самого наилучшего.
Словарь В. Даля определяет слово «пристав» как должностное лицо, приставленное к чему-нибудь. Так, частный пристав возглавлял полицию городской части, становой пристав был помощником уездного исправника и наблюдал за общественным порядком на территории уездного стана, винный и соляной приставы контролировали продажу вина и соли от казны и т. д.

Должность судебного пристава была учреждена в России еще в древности. Исторически он представлял собой лицо (чиновника), исполнявшего судебно-вспомогательные обязанности: вызов ответчиков и свидетелей в суд, а также осуществление взысканий по определению суда. Так как эти обязанности судебные приставы исполняли по неделям, их называли еще «недельщиками».

В 18-м веке должность судебного пристава была упразднена и вся исполнительная часть судебного процесса перешла в ведение полиции. Однако на практике возложение на полицию новых функций повлекло за собой много неудобств и не оправдало себя.

К середине 19-го века назрела необходимость коренных изменений в области судопроизводства. Существовавшая судебная система уже не удовлетворяла ни общество, ни правительство.

Судебная реформа 1864 года, дарованная русскому народу царем-освободителем Александром II, создала судебные органы, организованные по образцу развитых европейских стран. Желание государя дать русскому народу «суд скорый, правый и милостивый» воплотилось в разработке и принятии новых Судебных уставов, в соответствии с которыми институт судебных приставов был восстановлен и получил организацию, сходную с французской.

Новые судебные законы определили порядок как судопроизводства в целом, так и деятельности судебных приставов, в частности. В 1868 году были изданы подробные Правила исполнительного производства по Судебным уставам 1864 года с примечаниями и приложением всех форм делопроизводства.

Обязательными условиями для вступления в должность судебных приставов являлось российское подданство, совершеннолетний возраст, мужской пол и нравственная безупречность. Не могли быть судебными приставами лица, опороченные судом, следствием, общественным или сословным приговором.

В течение первого года службы судебный пристав считался кандидатом на должность и проходил испытательный срок, по завершении которого определялась степень его подготовленности к исполнению обязанностей и в случае положительного решения происходило официальное утверждение в должности.

Все судебные приставы при вступлении в должность обязаны были внести денежный залог от 400 до 600 рублей и принять присягу по утвержденной форме. После принятия присяги им вручался особый знак и печать.

Поступившему на государственную службу судебному приставу выдавалось также свидетельство с указанием местности, назначенной ему для жительства. Самовольная перемена места жительства была запрещена, за это грозило лишение должности.

В соответствии с принятыми законами судебные приставы состояли при мировых судьях, окружных судах, судебных палатах и кассационных департаментах Сената. Они избирались председателями этих учреждений, а при кассационных департаментах – обер-прокурорами. Численность судебных приставов определялась индивидуально для каждого суда по штатам, утвержденным министром юстиции Российской империи. Обязанности судебных приставов, состоящих при судебных палатах и кассационных департаментах Сената, существенно отличались от обязанностей их коллег, состоящих при окружных судах и мировых съездах.

Сопротивление судебному приставу давало ему право призвать на помощь полицейские власти и даже военную силу. О каждом случае противодействия ему при исполнении своих служебных обязанностей или нанесении оскорбления он составлял особый протокол за подписью свидетелей, в том числе и полицейских чинов. Нанесение оскорблений судебному приставу во время исполнения им служебных обязанностей или всяческое сопротивление его законным требованиям и распоряжениям считалось преступлением против власти и предусматривало для виновных уголовное наказание.

Исполнение судебных решений возлагалось на приставов только по просьбе заинтересованной стороны. При этом суд наблюдал за правильностью действий судебных приставов, требовал от них строгой отчетности – как денежной, так и по делопроизводству. За всякий незаконный отказ от исполнения своих обязанностей, за промедление в доставке порученных бумаг и другие служебные упущения, за превышение власти и иные противозаконные поступки судебный пристав, смотря по важности упущения или злоупотребления, подвергался либо дисциплинарному взысканию, либо привлекался к уголовной ответственности.

Все судебные приставы получали денежное содержание от государства в соответствии с утвержденными тарифами по штатной должности и пользовались правами государственного служащего. Должность судебного пристава приравнивалась к должности чиновника, начиная от 7-го разряда и ниже по 14-разрядной шкале табели о рангах Российской империи.

Помимо должностных окладов судебные приставы получали денежное вознаграждение за выполнение мероприятий по исполнительному производству. Размер денежного вознаграждения выражался в процентах от суммы либо арестованного, либо охраняемого, либо продаваемого имущества должника.

Составители Судебных уставов 1864 года, желая создать из судебных приставов отдельное организованное сословие, выработали специальные правила образования советов и товариществ приставов на принципе круговой поруки друг за друга. Однако эта идея в России не привилась и до революции существовал лишь один совет приставов – в Санкт-Петербургском судебном округе, а товарищества так и не были созданы.

В соответствии с Судебной реформой 1864 года в России действовали две системы судов – мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Создавались они в городах и уездах и, как правило, один или несколько уездов составляли мировой округ. Всего было создано 108 таких судебных округов, делившихся на участки, где мировые судьи единолично осуществляли правосудие. Обязанность исполнения приговоров местной юстиции Закон возлагал на судью, постановившего приговор. Устно в зале суда осужденному объявлялись выговор, замечание или внушение. Когда приговор содержал наказание в виде денежного взыскания или пени, то судья выдавал чинам местной полиции или судебному приставу, состоящему при судебном при судебном съезде, исполнительный лист и начиналась исполнительная процедура в рамках предоставленных ему официальных полномочий.

После октябрьских событий 1917 года институт судебных приставов прекратил свое существование одновременно с ликвидацией старой судебной системы Российской империи. В советский период выполнение судебно-вспомогательных функций было возложено на судебных исполнителей, входивших в новую систему судебных учреждений. В подавляющем большинстве должности судебных исполнителей занимали женщины с невысоким уровнем оплаты труда и крайне ограниченным объемом полномочий. Эффективность существовавшей системы принудительного исполнения судебных решений была незначительной, вполне соответствующей невысокому правовому статусу судебных исполнителей. В новых исторических условиях, когда коренным образом начала меняться политическая и экономическая жизнь страны, стало ясно, что существующая система принудительного исполнения судебных решений себя полностью изжила. Это особенно проявилось во второй половине 1990-х годов, когда значительно возросло количество гражданских дел, вытекающих из споров экономического характера. С учетом того, что штатная численность исполнителей оставалась неизменной, процент исполняемости судебных решений был крайне низким. Жизнь настоятельно требовала коренной реорганизации всей системы исполнительного производства Российской Федерации, приведения ее в соответствие с развивающимися рыночными отношениями.

Результатом всесторонней проработки данной проблемы явилось решение о воссоздании в России Службы судебных приставов, нашедшее свое правовое закрепление в федеральных законах «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», принятых государственной Думой 4 июня 1997 года и вступивших в силу 6 ноября того же года. В соответствии с этими законодательными актами Служба получила статус федерального органа исполнительной власти и вошла в систему Министерства юстиции Российской Федерации. Служба судебных приставов явилась новым звеном исполнительной власти со статусом правоохранительного органа, расширенным кругом полномочий, вооружением, специальной техникой, правом применения соответствующих мер принуждения к нерадивым должникам и ко всем тем, кто препятствует надлежащему исполнению судебных решений.

После принятия Федерального Закона «О судебных приставах» в Чувашии, как и по всей стране, началась работа по формированию подразделений новой службы. Так, в республике она была образована как структурное подразделение территориального органа Минюста России, 5 января 1998 года. Первым Главным судебным приставом республики стал Вячеслав Алексеевич Карпов.

С 2005 года Служба судебных приставов Управления Министерства юстиции РФ по Чувашской Республике преобразована в Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике, то есть стала самостоятельным юридическим лицом. Руководитель Управления –Игорь Юрьевич Корсаков.

С каждым годом Служба судебных приставов все более позиционирует себя как реальный механизм обеспечения правосудия, защиты прав и законных интересов граждан и государства. Основные наши задачи - принудительное исполнение судебных решений, а также принудительное взыскание недоимок по постановлениям налоговых органов. Этим занимаются судебные приставы-исполнители. Во-вторых: поддержание надлежащего порядка в судах, в компетенции отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС). Кроме того, УПК и КоАП РФ наделили Службу функциями дознания, что дает право возбуждать уголовные дела по 5 уголовным и налагать штрафы по 11 административным статьям.

 



"Наше слово" ( Мариинско-Посадская районная газета)
14 ноября 2007
00:00
Поделиться