Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

Всю войну – авиационным механиком

 

Помнится, кто-то из известных людей военного времени изрек: «Люди, прошедшие войну – счастливые люди». Несомненно, и Николай Николаевич Николаев, уроженец и житель деревни Малое Камаево, вправе считать себя счастливым, ибо прошел он всю Великую Отечественную, вернулся домой в 1947-м году, ударно трудился во имя мирной жизни, женился,  с супругой Антониной Владимировной вырастил двух сыновей и дочь. На сегодняшний  день участник ВОВ, ветеран труда с 45-летним стажем имеет 8 внуков, 2-х внучек, 5 правнуков и правнучек. Казалось бы, живи да радуйся. Ан нет, опять же воспоминания о военном лихолетье, да фронтовые раны частенько дают о себе знать, порой, наверняка, бывает невыносимо тяжело, что и жизнь не мила. Но на то он и фронтовик, что привык молча переносить трудности и испытания. А про фронтовую жизнь Николай Николаевич, как  сам отмечает, не любит рассказывать даже родным детям, хотя на  школьных встречах ему все же приходится вспоминать о ней и представить перед глазами. А память у него, несмотря на 85-летний возраст,  отменная, хотя вряд ли можно забыть страшные годы.

Рано остался без отца Николай: когда тот от воспаления легких ушел из жизни, самому старшему ребенку в семье,        т. е.  Коле, было всего 6 лет, сестренке и младшему брату, естественно, еще меньше.  После окончания в 1937 году  7 классов Шоршелской школы паренек мечтал о дальнейшей учебе в Цивильском педучилище и в связи с этим попросил у матери 3 рубля. Но откуда могли оказаться лишние деньги? «Если хочешь денег, зарабатывай их сам», - был категоричный ответ  матери, которая, к тому же, взяла сына за руку и, как говорится, отвела в деревенский лесопромысловый артель «Деревоотделочник». Здесь за 3 года работы Николай от ученика столяра дошел до мастера по изготовлению дубовых письменных столов и иной мебели.

В 1939-м году у него появляется возможность устроиться в «Заготзерно», где он получает специальность таксировщика. Но в связи с  сокращением ему приходится вновь поменять рабочее место, теперь он – счетовод-кассир на маслозаводе.

Вот с такой богатой трудовой биографией он и попадает в мае 1941 года на срочную солдатскую службу, определяется в Смоленское военное авиационно-техническое  училище по специальности механика самолетов.  Проучиться требовалось два года, но отучиться успел ровно 40 дней, затем всех подняли по тревоге, но ее причина вначале не была известна. Оказывается, еще до нападения Гитлера на нашу Родину фашисты присылали диверсантов для поджигания  наших самолетов, скоростных  бомбардировщиков. Вот на охрану самолетов и были брошены курсанты. Следует заметить, что авиабензин считается сильно горючим материалом. И только позднее командир поставил курсантов в известность о начавшейся войне.

Главной целью немецких фашистов был захват Москвы, соответственно, дорога туда лежала через Смоленск.  В виду этого состав училища перебрасывался из города в город, из области в область. Перебазировка, эвакуация сопровождались бомбардировками. Ельня, Козельск, Красноярск, Иркутск, затем станция Солянка – лишь здесь составу училища удалось разместиться в здании школы. Проучились курсанты только шесть месяцев, война требовала их на фронт. В числе 6 выпускников Николай  попадает в Алтайский край, где формируется авиационный штурмовой полк. И с декабря 1941 года с полковым аэродромом чувашский паренек принимает участие в освобождении многих городов, в том числе на Украине Краснодона (известен по книге «Молодая гвардия»), Изюма и т. д. Перкальная авиация штурмовала  на славу, хотя и потерь случалось немало и переживать  их приходилось нелегко.

За партией новых самолетов марки «Ил-2» съездили в Самару, вслед за этим прислали и летчиков. Самолеты после проверок выдержали испытание. Они были хорошо вооруженными, вмещали стокилограммовых 6 бомб, 4 реактивных снаряда. По мере продвижения наших войск аэродром базировался и вблизи Сталинграда, и в Моздоке. На Северном Кавказе Гитлера привлекала Бакинская нефть и штурмовая ударная дивизия (3 полка) здесь противостояла целую неделю. Туапсе, Сочи, Адлер, Новороссийск, Краснодар, Тихорецк, Ростов, Полтава и т. д. – трудно упомнить все города, так или иначе связанные с военным аэродромом, обслуживаемым Н. Николаевым.

Не смог без слез вспомнить Николай Николаевич один из эпизодов освобождения Новороссийска. 1000 солдат выстроились перед майором Кониковым. Чтоб выдержать плацдарм, ему нужно было выбрать из них 400 человек – добровольцев. Именно добровольцев, потому что майор предупреждал, что они идут на смертный бой. Благодаря им, а затем и нашим летчикам враг был переломлен.

После освобождения Северного Кавказа был обещан 2-х месячный отдых, но уже через две недели полк двинулся на Украину, Полтаву. После произошло воссоединение с 1 Белорусским фронтом, т. е. с армией генерала К. Жукова. А где Жуков, там наступление и победа. Николай Николаевич восторженно отзывается об этом командующем фронте, портрет которого ему на 85-летний юбилей подарил один из внуков. Благодаря К. Жукову удалось остановить наступление немцев у Смоленска.

А фронтовой путь Николая Николаева продвигался далеко вперед: до польской, польско-германской границ, а затем и до Берлина. 2 мая  Берлин, по сути, был освобожден. После взятия Логова фашизма разгромили  3 отборных немецких войска, сконцентрированных в Чехословакии. 9 Мая был объявлен День Победы, встреченный Николаем Николаевичем в г. Штраусберг.

Через месяц  личный состав полка собрался домой, но прибыв в г. Куйбышев, его задержали и отправили в Забайкалье, после на юг – Кавказ, г. Ереван, дислоцировался полк в 15 км. от турецкой границы.

Наступил 1947-й год, но из-за отсутствия замены личного состава лишь в июне этого года Николай Николаев смог вернуться на малую родину.

«Да, пройти войну мне пришлось авиационным механиком, может поэтому остался жив», - по-солдатски честно признается Николай Николаевич, хотя и его аэродром в войну не раз попадал под шквал  бомбежек.

Много хорошего, доброго успел принести родному району он и в мирной жизни, будучи заведующим мастерской, председателем артели «Деревоотделочник»,  руководителем Большекамаевского кирпичного завода, депутатом сельсовета и 22 года бессменным председателем Шоршелского сельского Совета. Но это уже – иное время и другая страница его жизни.

 



"Наше слово" ( Мариинско-Посадская районная газета)
08 мая 2007
00:00
Поделиться