Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

Со всеми в солдатском строю

 

Уроженца и жителя деревни Малое Маклашкино Василия Осиповича Осипова Великая Отечественная застала в 17-летнем возрасте, когда  молодой парнишка, как и многие сельчане, был занят в колхозном производстве. Но с началом же войны колхоз его (вместе с сестрой) отправляет с бригадой на сооружение оборонительных рубежей в окрестностях с.  Покровское. «В лютую стужу приходилось рыть окопы. Нередко отмораживались части тела, мерзли, но перезимовали», - вспоминает участник ВОВ свои суровые юношеские годы. Через нелегкое испытание второй раз проходит он и весной 1942-го года, когда участвует уже в ремонте огневых точек. Во время  этих работ сельчане временно жили в здании  Аксаринской школы.

Следует заметить, что отправке сразу же на фронт Василию помешало то обстоятельство, что из-за плохого зрения он был признан «нестроевым». Но ожесточенная война не разбиралась в таких «тонкостях», она требовала солдат на поля сражений. И в октябре 1942 года  Василий получает повестку и в числе 12 будущих фронтовиков переправляется через реку Волгу, а затем пешком доходит до воинской части, дислоцированной близ станции Сурок. Здесь при медосмотре опять-таки врачи признают трахомное заболевание глаз и назначают трехнедельное лечение.  А после – предфронтовые военные учения.

В марте 1943-го эшелон через Москву движется на запад, т. е. на передовую линию фронта. Но миновав г. Старый Оскол, поезд останавливает свой путь из-за бомбежки моста. Далее приходится  продвигаться пешком, благо, что будущим солдатам уже выданы на руки винтовки, они распределены по ротам, отделениям. Долгие дни и ночи ходьбы  ноги у Василия не выдерживают – одна из них начинает опухать, парня отправляют в медсанбат. Здесь  начальник штаба, оказавшийся  земляком, т. е. чувашом, оставляет больного у себя подручным, помощником. Но недолго продлится этот временной промежуток. Причиной всему станет девушка, которая прислуживала командиру батальона,  жившему по-соседству с Василием. Он приревновал девушку к молодому парню, который, по сути, не строил никаких планов насчет соседки. Но ревность не ведает границ и Василий с выздоравливающей группой спешит из медсанбата в штаб полка. Путь туда также оказался нелегким: в течение 5 суток, питаясь вырытым на попадавшихся полях картофелем (был конец октября), добирались группы две к месту назначения. А местом этим для Василия стал 2-ой Украинский фронт,  пехотный полк.

Свое первое боевое крещение чувашский пехотинец принял на реке Днепр, точнее, на подступах к ней. Переправляясь на надувных лодках через реку на берег, пехотинцы попали под град пуль и снарядов. «Поднялись от берега повыше, а там свист пулей , вся округа стоит в красно-зеленом озарении. Мы – обратно к реке, в воду, потом вновь на берег. Слышится только одна команда «Вперед!» Темно, бежим, стреляем, хотя подчас и ослепляет свет прожекторов. Двигаемся только вперед. Но если честно, в тот момент трудно было разобрать, кто и где твой командир, друг, товарищ, ибо все перемешалось. Помню лишь то, как в мое плечо что-то сильно ударило, посмотрел – а оттуда во всю хлыщет кровь. Как  оказалось позже, была перебита  лопатка…» рассказывает Василий Осипович.

Как удалось ему, истекая кровью, выйти с поля сражения, к тому же оставив на месте ранения свою винтовку (а за это подчас и наказывали, и  карали), затем в течение 5 месяцев пришлось лечиться в Саратовском госпитале –уже другая страница памяти, сотканная также из испытаний  молодости на зрелость, волю и мужество.

После тяжелого ранения Василия на полгода отправляют домой, в марте 1944-го в родной деревне его встречает семья: мать, брат, сестра. Но не проходит из отведенного времени на отдых и половина срока, опять в двери «стучится» повестка из военкомата. Но к тому периоду Василием было подано заявление с просьбой зачислить его в штат КГБ. И в военкомате учли это, но попасть в данную структуру не позволяла запись в военной книжке - «нестроевой»,  хотя Василий уже был фронтовиком. К счастью, после больничных походов запись была исправлена и 11 лет Василий Осипович прослужил в рядах КГБ, а  вслед за  упразднением комитета – в  милицейском органе. Но на этом трудовая биография Василия Осиповича не закрывается.

Увольняясь из милицейских рядов, он   возвращается в сельскохозяйственное производство, благо, что в то  время  колхозы и совхозы «гремели» и работать в них не считалось непрестижным. Наряду с остальными и колхоз «Красная Армия» была  на лучшем счету, славился здесь хоровой коллектив под руководством А. Тогаева, в котором некоторое время  поучаствовал и Василий Осипович.

Проработал фронтовик и на предприятии (вплоть до его закрытия) «Заготзерно» сушильным мастером, а предпенсионные трудовые будни прошли на почтамте, куда он устроился  фельдъегерем – разносчиком секретных материалов.

С супругой Валентиной Степановной, с которой вырастил и вывел в достойные люди 4-х детей, Василий Осипович прожил  53  года. «В 1998-м году они справили «золотую свадьбу» совместной жизни, а через три года  любимая жена, почти второе для него солнышко, так не вовремя ушла из жизни. Конечно, младший сын Валера, проживающий с семьей в Новочебоксарске, постоянно навещает отца в деревне, помогает по хозяйству, но, чувствуется, тоскливо на душе  ветерана из-за потери супруги.  Да и память, воспоминания о войне, об ушедших на фронт и не вернувшихся оттуда односельчан, друзей-товарищей не дает покоя. Ведь с одной лишь маленькой  деревни Малое Маклашкино, как отмечает Василий Осипович, 27 человек сложили головы на полях военных сражений, о которых нынешняя сельская молодежь мало что ведает.

 



"Наше слово" ( Мариинско-Посадская районная газета)
08 мая 2007
00:00
Поделиться