Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ

Детство не просто возрастной период, когда ребенку хочется  играть, прыгать, бегать. Детство – это и процесс взросления, это жизнь человека, переходящего из одного качественного состояния в другое, более высокое. Разумеется, ребенок об этом и не помышляет, но зато в этом направлении движутся его развивающие силы.

Однако сам ребенок не в состоянии завершить процесс взросления. Ему должны прийти на помощь взрослые, заботящиеся о нем, дающие ему знания и опыт.

Когда мы занимаемся воспитанием детей, вот что нас прежде всего волнует: научатся ли они жить в коллективе, общаться со сверстниками, с более старшими или более младшими.

Мы хотим, чтобы они были воспитанны, благородны и обаятельны. А главное – послушны! Непослушный ребенок – настоящее бедствие. Именно так мы часто думаем.

Упрямый, избалованный, настырный – так мы говорим о «плохом» ребенке. И как тяжкий грех мы расцениваем право ребенка на свое мнение:  «Какой ужас! Он высказывает свое мнение. Он интересуется жизнью взрослых, их проблемами, увлечениями и занятиями»... Ну разве это плохо?

А отчаянный крик или безудержный плач младенца, у которого отобрали молоток и ножницы из страха за его здоровье? Не лучше ли не вызывать страх, а преподать первый урок мастерства?

Возглас «Я большой!» звучит как мольба. Это утверждение своего места в жизни. Это утверждение своего права на жизнь, а не на существование.

«Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой», – сказал когда-то И. Гете. Мое глубокое убеждение состоит в том, что люди, которых мы с вами называем «маленькие дети», категорически с этим не согласны, более того, они убеждают, что все могут сами. Восприятия, чувства, эмоции, интуиция – все это наиболее сильно проявляется в раннем детстве. Согласитесь: чем старше становится человек, тем больше равнодушия и безразличия в его сердце. Взрослых почти ничто не удивляет, а радости доставляют совсем иные, «взрослые», ценности.

Свет утреннего солнца, брызги водопада, шелест травы, аромат воздуха и цветов – редкость в сокровищнице взрослых драгоценностей. А у детей они на первом месте. Наблюдая, подолгу созерцая различные явления природы, дети читают, не боясь этих слов, книгу жизни, познают законы бытия и соизмеряют с ними атмосферу в доме среди взрослых.

Малышу не придется быть упрямым, грубым и дерзким, если мама и папа стараются его понимать, а самим становится лучше и чище. Это значит – с точки зрения ребенка – быть более терпеливым, добрым, умеющим прощать и понимать, а самое главное – верить в то, что их ребенок родился, чтобы сделать  этот мир добрее и радостнее.  Мы должны помнить, что у каждого человека, большого или маленького (тем более маленького), свой огромный внутренний мир, свой, индивидуальный, неповторимый... И все его поступки, слова, действия являются выражением внутреннего мира! Поэтому, занимаясь воспитанием и развитием детей, а тем более обучением, мы прежде всего должны ясно представлять, как наши «уроки» влияют на формирование внутреннего мира ребенка, какую «погоду» создают в нем: теплый ветерок, ласковое солнышко или мягкий снежок. Упаси нас Бог от плохого влияния на «погоду» внутреннего мира, не надо превращать ее в смерч, ураганы, замлетрясения...

Сама природа наглядно и убедительно учит нас: смысл существования всего живого на земле – это постоянное, неутомимое движение к более совершенному от поколения к поколению, требующее находчивости, оптимизма, воли и дерзновения.

Нашим детям станет легко быть послушным, если мы, взрослые (родители, воспитатели, учителя, врачи), будем требовательны в первую очередь к себе, будем чаще смотреть на себя со стороны и будем следовать высоким идеалам не на словах, а на деле, если мы будем жить на основе вечных общечеловеческих ценностей: любви, честности, преданности, добра, совести, жертвенности и служении общему благу.

Но мы далеко не такие, и не так часто встретишь счастливых и довольных собой людей. А теперь представьте на минутку, что все дети мира – всегда, всегда, всегда – слушаются своих родителей и точь-в-точь выполняют их указы и приказы. Мир сошел бы с ума от однообразия и скуки. Век за веком происходило бы одно и то же. Это напоминало бы общество нераскрытых бутонов.

На плечи современных воспитателей, родителей и учителей выпала нелегкая доля – воспитывать детей не просто нового поколения, но и нового века и тысячелетия. Сегодня мы много говорим о кризисе в образовании и воспитании. Возможно, причина кроется в том, что мы опять-таки сравниваем свое детство и их, свое воспитание и их. Но время не повернуть вспять, как и не изменить течение реки. Может быть, стоит собраться в дорогу, запастись вековой мудростью, чистотой открытого сердца и широко раскрытыми глазами ребенка – и в Путь! Радуясь всем встречам с новыми, смелыми и таинственными незнакомцами, помня, что дети – цветы жизни и нужно окружать их солнечною радостью сердца...

Мы, взрослые, должны помочь детям, чтобы они не только первого сентября шли в школу, в детские сады с таким веселым праздничным настроением, а чтобы им круглый год не хотелось уходить оттуда. Так давайте же, поможем себе и детям, создать такую атмосферу.



"Наше слово" ( Мариинско-Посадская районная газета)
05 октября 2006
00:00
Поделиться