Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

СТАНОВЛЕНИЕ И ПОВСЕДЕНЕВНЫЕ БУДНИ

 

Отечественное образование всегда уделяло особое внимание воспитанию подрастающего поколения.  Воспитание  советской школы через комсомол и пионерию  разрушились более 15 лет назад. Но свято место пусто не бывает, и место семьи и школы в воспитании могут занять (и успешно занимают)  улица и телевизор. Если школа не хочет проигрывать им конкуренцию за ребячьи души, ей необходимо усиливать свои функции воспитательного центра. Поэтому в районе в октябре 1996 года под руководством инициативного человека Розы Николаевны Раковой создается детская организация «Сеспель» (кстати, одна из первой в Республике). И вот, 26 октября т.г. РДОО «Сеспель» исполнится ровно 10 лет. В связи с этим мы предлагаем вам, уважаемые читатели, цикл материалов о его деятельности, а также воспоминания первых «сеспельцев».

Помню, была создана инициативная группа, где обсуждался вопрос об организации РСДО. Нас было около 15 человек. И мы решили назвать эту организацию именем первого весеннего цветка «Сеспель». Девизом стали  строки из стихотворения чувашского поэта Михаила Сеспеля  «Хур=ё =унат». Через некоторое время вожатая Бичуринской школы Лариса Витальевна Калягина нарисовала эмблему и мы, члены инициативной группы, поддержали ее. 

Вскоре, после организационных мероприятий, делегация района в составе представителей нашей школы, Шоршелской СОШ и Гимназии № 1 выехало на первую республиканскую конференцию детских объединений, которая проходила в республиканском Доме творчества. Роза Николаевна заранее распределила тематику выступления  для общей презентации районной детской организации «Сеспель». Наша школа выступала по экологическому и ЮИДовскому направлениям.  Делегацию сопровождал заведующий районным отделом  молодежной политики, автор слов Гимна сеспельцев «Мы, дети твои, Чёваш ен» О. Залогин. Я  аккомпанировала под баян. У других таких атрибутов еще не было. Готовясь к конференции, мы  организовали  выставку плакатов и работ «Первые шаги детской организации». С того времени у нас сохранилась уникальная фотография. Впечатлений и у нас, взрослых,  и у детей было великое множество, ведь все происходило  в первый раз. Уже потом появился флаг нашей районной детской общественной  организации «Сеспель».

Согласно Уставу «сеспельцев»  делается большой упор на формирование свободной  и активной личности, развитию разнообразных её возможностей, способствующих деятельному самоуправлению.

Затем еще  в пяти  школах района создаются школьные союзы детских объединений. В январе 1997 года мы создали детское объединение  «Сталкер» - что значит проводник в неизвестное. Окружающий нас мир похож на минное поле, в котором безопасный выход не так просто найти. Беспричинный упрек друга, вызвавший взрыв нашего негодования, не понятный урок иногда обрывают всякие желания повторного обращения.  Словом, везде требуется проводник. Чтобы стать проводником, необходимо знать не только направление, в котором двигаться, но и те неприятности, которые встречаются на пути, и, конечно, то, что поможет преодолеть неизвестность.

И с того времени в школе активно функционируют различные детские объединения, которые показывают успешную деятельность даже на республиканском уровне.   Два года подряд активисты школьного союза «Сталкер» выезжали на фестиваль детских организаций. В городе Шумерля завоевали два диплома: Диплом второй степени победителя республиканского конкурса детских общественных организаций в номинации « Мир вокруг нас» и Диплом за активное участие в республиканском фестивале детских общественных организаций в номинации «За творческий подход к решению экологических проблем».

Два года подряд члены детского объединения «Юный лесничий» выезжали на республиканский слет. Завоевали шесть призовых мест. ЮИДовцы из года в год в районе показывают очень хорошие результаты.

Ребята активно участвуют в республиканских олимпиадах и научно-практических конференциях. Особый упор в воспитательной системе школы мы делаем  на приобщение учащихся к истории и культуре родного края, активное усвоение языка, народных обычаев, обрядов, праздников. За последние десять лет фольклорная группа «Сентти» становилась призером всех фольклорных фестивалей района, неоднократно завоевывала звание лауреата республиканских фестивалей  «Перепелочка».

Подготовку членов районной детской организации мы начинаем  с вовлечения детей начальных классов в детское объединение «Цветики-семицветики». Каждый класс начального звена имеет  название, девиз, уголок. Каждый член детского объединения в классе имеет свои обязанности («мудрейшие»,  «друзья природы»,  «айболиты», и т.д.).        В игровой форме  семицветики путешествуют по семи  тропинкам.

Красная тропинка позволяет детям  активно участвовать  в операциях «О чем рассказал портфель», во встречах  с Незнайкой,  с доктором Айболитом.

Путешествуя по  фиолетовой и синей тропинкам, дети приобщаются к истокам народной культуры. Со второго класса они посещают хоровой кружок, а с четвертого  наиболее талантливые дети посещают фольклорную группу «Сентти». Дети с удовольствием участвуют в выставках народного промысла, с удовольствием готовят национальные блюда, ставят инсценировки. Вошло в традицию проведение праздника масленицы. В назначенный день семицветики приходят  в школу в нарядных платках, с разукрашенными санками, с тарелками блинов и  разнообразной выпечкой. Взяв с собой чучело старухи-зимы,  ребята всей гурьбой с песнями, под звуки баяна, отправляются  на ближайшую горку. Вдоволь накатавшись, они прощаются с  зимушкой-зимой и зажигают чучело. А затем с аппетитом едят  вкусные масленичные блины.

Оранжевую тропинку любят все без исключения. Давно стали традиционными «Веселые старты» с родителями, проведение «Зарничек», праздников чистоты и здоровья.

Желтая тропинка  учит ребят доброте и милосердию. Ремонтируют книжки, устраивают конкурсы книжных формуляров. Участвуют в благотворительных операциях  «Мой рубль в копилку благотворительности».

Мероприятия  голубой тропинки помогают детям  усваивать мамины и папины уроки.

Зеленая тропинка учит быть хозяевами своей жизни. Дети готовят выставки-подделки из природного материала, собирают лекарственные травы,  участвуют в трудовых операциях.

 Готовясь   к вступлению детской организации «Сеспель»,  «семицветики» знакомятся с историей детского движения, с деятельностью объединения, действующего в рамках школы и района, с символикой, ритуалами, традициями.    Мы, взрослые наставники детей,  стремимся организовать процесс формирования личности ребенка как постоянное восхождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных достижений, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности, и на уровне данного развития он входил в контекст социальной жизни.



"Наше слово" ( Мариинско-Посадская районная газета)
05 октября 2006
00:00
Поделиться