Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

СТАНОВЛЕНИЕ ГАЗЕТЫ, РЕДАКТОРА И КОЛЛЕКТИВА

                                                                  «Воспоминание безмолвно предо мной

                                                                   Свой  длинный развивает свиток...»

                                                                                                                  А. С. Пушкин.

На моей книжной полке печально, как мне кажется, стоит в черном переплете «Рабочая книга редактора районной газеты». Она выпущена под  редакцией известного воспитателя газетчиков, заведующего кафедрой журналистики  Московского  госуниверситета им. М. Ломоносова Я.  Засурского.

На книгу  случайно  наткнулся в сельском книжном магазине и немало был удивлен: кому это пришло в голову отправить немалое количество этого ценнейшего издания в сельскую местность, тогда  как,  например, в Новочебоксарске его и в помине не было.

Я и  купил сразу несколько экземпляров, чтобы презентовать знакомым газетчикам. Ибо книга содержала богатый опыт, а также  методику и рекомендации по партийной, как тогда говорили, печати, в чем я когда-то очень нуждался, впервые ставший редактором районной газеты.

Случилось это событие теперь  уже в далеком 1953 году, вскоре после демобилизации с военной службы. Меня,  литературного сотрудника республиканской молодежной газеты «Молодой коммунист» неожиданно вызвали в Чувашский обком партии.

Здесь в отделе пропаганды и агитации, которым заведовал М. Семенов (потом редактор «Советской Чувашии») предложили на выбор должность редактора райгазеты, издающихся в Шумерле, Ядрине и Мариинском Посаде. Я остановился на последнем районе. Когда-то, в год начала Великой Отечественной войны, я поступал учиться  в здешний земтехникум. Кроме того, с  рождения это был мой район, который немного знал не понаслышке, а воочию, так сказать. В детстве, например, часто гостил у Татюк аппа - Татьяны, сестры отца, вышедший замуж в дер. Астакасы. Манили здешние леса, богатые орехами и всякой лесной красотой. Кроме того, неподалеку  отсюда - в деревне Сотниково - сельским фельдшером работал кукка Никита Васильевич, брат моей бабушки, который начинал трудовую деятельность  в

Исмелевской больнице,  об этом есть упоминание  в трилогии писателя Осипова.

Однажды я, ученик 3-го класса, через полрайона добирался к ним пешком, в «отместку» за то, что нас не повели в поход  к Волге по  окончании учебного года. А когда началась война  сюда на спиртзавод по проторенной  дороге возили из колхоза  госпоставку - зерно и картофель. Чаще, конечно, картофель.

Так что возвращался в родные края, хотя район разделили на две части, и я оказался в соседнем Октябрьском, бывшем Исмели.

Здесь же в обкоме партии состоялось мое первое знакомство с будущим своим начальством - первым секретарем райкома партии Ф. П. Романовым. Он твердо обещал предоставить моей семье жилье (у нас был восьмимесячный сын), жене - работу, послать меня на учебу, ибо у меня в то время образование было только среднее.

Но в жизни бывает не так гладко, как на бумаге.

Прибыл в Мариинский Посад на пароходе вечером, отправился в намеченную для меня квартиру с ключом в кармане . Каково же было наше с женой удивление, что ее самовольно заняли другие, сломав замок. Хорошо, что я знал  местонахождение приехавших раньше нас на работу знакомых по Чебоксарам. Они приютили, пока не нашел под квартиру  частный дом.

С этого неприятного инцидента началась моя работа на посту редактора газеты «Ленинское знамя». Дальше неприятностей было хоть отбавляй. Мне, еще малооопытного в гражданской жизни молодого человека, было очень странно  видеть «оборотную сторону» медали: говорили одно, а делали  наоборот и т. д.

Очень скоро я попал под влияние двух членов бюро райкома: прокурора и уполномоченного КГБ района как раз перед районной партконференцией. Они подбили-таки меня к выступлению на конференции: дескать, я здесь в районе новое   лицо, и мне удобнее говорить о недостатках, а также в адрес некоторых неугодных им местных чиновников. Я стал выступать издалека, начав с того, что надо развивать партийную демократию, критику и самокритику, как того требует Центральный Комитет. Но меня быстро осадили из президиума. Выборы на партконференции дали неожиданный результат: в состав райкома были избраны совсем другие, кому хоте-

ли ставить «подножку». Фамилии не назову - большинства участников тех событий нет с нами, они ушли из жизни. А многие имена мной и забыты.

Тем не менее меня утвердили редактором. Надо сказать прямо: наследство было тяжелое. Хотя к печати всегда предъявлялись высокие требования и  льстиво называли помощницей партии, о местных газетах мало заботились. Мне стало больших трудов добиться  выделения средств для ремонта здания. Типография отнимала немало времени, укрепил ее кадрами, мастером поставил хозяйственного мужика, бывшего предколхоза. Газета выходила регулярно в срок, но она вряд ли удовлетворяла широкий круг читателей - об этом свидетельствовал ее небольшой тираж. Скорее всего, это было нечто вроде «Боевого листка» для райкома, а я как редактор всегда должен был помнить его указания и не лезть «вперед батьки», как говорится.

Но недолго довелось мне быть во главе райгазеты . В 1955 году партия приняла решение о направлении в деревню коммунистов, чтобы  поправить дело в сельском хозяйстве. В число тридцатитысячников неожиданно, а главное  - вопреки желанию, попал и я, ибо считал себя неподготовленным для столь серьезной работы.

С моим мнением не посчитались, пришлось идти на выполнение партийного долга. Попросил направить в свой район, тут нас оказалось 42 человека, посланцев партии. Через 5 лет из этих сорока двух осталось только двое, переизбранных на новый срок, остальных - кого сразу, а кого узнав получше - освободили от непосильного для них бремени. Колхозы преобразовали в совхозы, списав многотысячные долги, т. е. посадили на шею государства вместо того, чтобы создавать условия для их саморазвития. Но это сейчас не по теме.

А я  в связи с этим остался без работы.  Правда, тогдашний редактор «Ленинского знамени» пообещал мне место заведующего отделом сельского хозяйства, но слова не сдержал. Наверное, побоялся взять на работу коммуниста с несколькими выговорами по партийной линии.

Последний мне дали в Мариинско- Посадском РК КПСС за то, что в руководимом мной колхозе оплата труда на трудодень вышла больше, тем в передовом тогда колхозе «Звезда». А этим, сказали мне, я зарабатываю дешевый  авторитет. А я ответил, что все решения принимаются согласно Уставу, основному закону колхозной жизни. Это очень

 не понравилось руководителям района,  и первый секретарь РК Петрухин (бывший секретарь обкома ВЛКСМ) настоял на выговоре.                                                                    

Пришлось мне скитаться по редакциям районных газет: был в Шумерле, Козловке, Мариинском Посаде. Наконец-то добился осуществления юношеской мечты: стал собственным корреспондентом республиканской газеты «Советская   Чувашия».

Но вот через три года  про меня вспомнили в Мариинском Посаде и вышли с ходатайством в обком партии с просьбой направить в район редактором.

Хотя и говорят, что в одну и  ту же реку нельзя войти дважды, мне довелось это  испытать с одним уточнением - я уж был другой человек, почти пять лет набиравшийся жизненного опыта на самом «ее дне». Этот опыт  мне очень пригодился и как человеку, и как журналисту.

На этот раз редакторство длилось почти 14 лет. Однако состояние здоровья резко ухудшилось, так как вся работа была стрессовая -  с утра до вечера, день за днем. Благодарен партстационару, вернувшему меня к труду и  нормальной жизни.

За эти годы много размышлял о роли и значении печати (СМИ - как говорят теперь) в жизни. Мне кажется, что наиболее верно понимает и действует наша любимая «комсомолка» - ее интересует  все на свете, и она освещает затронутые проблемы весьма квалифицированно с помощью специалистов.

Нами тоже двигало огромное желание делать тоже что-то похожее в меру своих сил, но  это  удавалось не всегда. Приходилось действовать в  жестких рамках цензуры и  райкомовских директив.

Однажды в мое отсутствие мой заместитель напечатал полный текст райкомовского постановления, написанный в приказной форме, за что мне было сделано серьезное замечание из обкома КПСС.

Для успешной работы редакции нужны прежде всего хорошо подготовленные кадры, люди творческие, неравнодушные к жизненным неурядицам. Что скрывать - в редакции у нас были одни самоучки и даже случайные, попавшие по райкомовской же протекции. Так, навязали мне ряд  совсем ненужных нам людей, и с этим приходилось мириться поневоле.

Пришлось работу с кадрами поставить  на первое место. Отмечу, ли-

чно настоял на заочной учебе Л. Бычкова, бывшего коммунхозовского работника и ставшего затем заместителем редактора; П. Енцова - заведующего сельхозотделом редакции;  перешедшей из  типографии, где работала  линотиписткой А. Федоровой, которая окончила  партийную школу в Горьком и  стала  завотделом  партийной  жизни редакции. А вскоре приехали  на работу в редакции одни из первых выпускниц группы журналистики Чувашского госуниверситета им. И. Н. Ульянова Захарова Раиса и Маргиданова Светлана. Первая и сегодня работает заместителем главного редактора.-ответственным секретарем. С такой командой дела пошли веселее. Возрос тираж, он достиг 5 тысяч экземпляров на обоих языках.

Появились постоянные тематические  полосы:  «Родной край» (экология и охрана природы),  «Не зарастет народная тропа» (охрана памятников культуры, имеющих исторические ценности), спецстраницы в помощь женщинам,  посвященные укреплению правопорядка, ежемесячно выходили «Народный контроль», «Литературная  страница» и т. д.

Чуть подробнее хочу вспомнить о молодом тогда  человеке Николае Клементьеве, пришедшем в редакцию из школы. В своих материалах - будь то небольшая заметка или зарисовка, он всегда приводил самобытные штрихи (или факты, примеры), характеризующие суть дела - читать их было интересно.

По своему интересно проявляли свой талант и литературные способности наши поэты П. Вашават (Енцов), С. Михайлов, Станислав Куснар и другие работники редакции.

Но особо хочется отметить нашего безотказного фотокорреспондента К. Прокопьева, который доставлял нам из Горького газетную бумагу, делал хорошие снимки о людях района. Их охотно печатали  республиканские газеты. Он же возглавил и созданную в редакции первичную журналистскую организацию.

Газета без авторского актива не сможет охватить все волнующие людей проблемы, вот почему мы считали работу с сельским корреспонденским  активом одной из важнейжих задач. Вели с селькорами переписку, давали задания, знакомили с планами работ, проводили ежеквартальные совещания-семинары. Не могу всех сразу вспомнить, но в памяти навсегда остались селькор-колхозный счетовод П. Гераси

мов, учительница А. Матвеева, работник РОНО Т. Щепелева, А. Петров, зоотехник из совхоза «Эльбарусовский» Е. Самарцева. Наиболее активные из них - рядовой рабочий завода «Проммеханизация» Г. Орлов, Н. Титов, в то время юный парень А. Максимов (Пукаш) и другие - всех не перечесть. Эту важную работу с ними неплохо вели бывший фронтовик-инвалид А. Трофимов, заменивший его на посту зав. отделом писем, бывший рабочий ОЭЗ «Проммеханизация» В. Савельев, ныне ставший довольно известным чувашским писателем.

Районная газета поднимала не только проблемы промышленности, сельского хозяйства, образования, а также систематически освещала историю района, города. В этом году  город Мариинский Посад отмечает свое 150-летие. Летопись его становления, «возмужания» и в бытность моей работы в редакции, как и в наши дни, велась углубленно, целенаправленно.

Не могу не сказать и  о том, что пропагандируя передовой опыт, мы заслуженно много внимания уделяли колхозу им. космонавта А. Николаева, которым руководил Герой Социалистического Труда В. В. Зайцев. У него было чему поучиться. Кстати, мы регулярно посылали свою газету самому Андрияну Григорьевичу, который неплохо отзывался о ней, насколько мне стало известно.

Я ничего не сказал о наградах коллектива редакции. За эти годы вручено немало Почетных грамот, получено немало и благодарностей за хорошее освещение в газете тех или  иных тем, проблем. Но мы работали не ради наград, хотя получать их было весьма приятно, а ради интересов своих читателей. И если нам удалось сделать что-то полезное, кому-то помочь в чем-то, то в этом заслуга каждого сотрудника редакции, не только тех, кого упомянул. Многие  мои сослуживцы ушли из жизни, но я с  благодарностью вспоминаю о каждом, кто долгие годы работал, был рядом и никого из них мне  не приходилось, за редким исключением, наказывать за  непослушание или нарушение трудовой дисциплины. Ведь руководить или управлять необходимо  прежде всего стимулируя работника.

Не могу не сказать вот о чем.  Сейчас положение СМИ совершенно изменилось. Они стали глашатаями свободы в широком смысле слова. Плохо то, что государство слабо поддерживает районную печать. На свою жизнь средства они должны зарабатывать сами.

 

На этот путь одним из первых осмелился встать ваш покорный слуга, за что получал немало замечаний от вышестоящих лиц. Средства получали за объявления в газете, которые приносили  доход, равный почти половине редакционных расходов. Но это возможно только тогда, когда в районе есть предприятия, крепко стоящие на ногах. Но как быть сугубо сельским районам? Это я всегда имел в виду в своей работе, помня о руководстве колхозом.

 

 



"Наше слово" ( Мариинско-Посадская районная газета)
28 июня 2006
00:00
Поделиться