Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

ИХ НАЗЫВЛИ И ГЕРОЯМИ, И ВРАГАМИ

(Продолжение. Начало в №№...)

В четырнадцать лет Тимофей Николаев окончил двухклассную школу (шестилетку) в селе Бичурино, где учились подростки Воскресенской, Покровской и некоторых других волостей. И они, как правило, на много лет сохраняли друг к другу добрые чувства и привязанности. Родился Тимофей в 1878 году в деревне Большие Крышки в крестьянской семье. И с малых лет пользовался особым расположением сельских ребят за сообразительность, смелость, общительность да еще, наверное, и потому, что свободно владел и чувашским, и русским языками, так как отец у него был по национальности чуваш, а мать – русская. Такие смешанные браки в чувашских селениях встречались тогда не так  уж и редко.

В Бичуринской церкви, например, немало лет исполнял службу дьякона отец будущего великого ученого-востоковеда Никиты Бичурина, чуваш по национальности, женившийся на русской девушке.

В 1895 году Тимофей Николаев поступил в Казанскую учительскую семинарию. Но, перейдя уже на третий, завершающий год учебы, решил начать работу в школе (семинаристам это разрешалось) и уехал в одну из чувашских деревень Уфимской губернии. Но два года обучения в семинарии давали только звание помощника учителя, что не приносило ему подлинного удовлетворения. И в 1899 году он поступил в Симбирскую духовную семинарию, выпускники которой по своему выбору могли получить сан священнослужителя или звание учителя, могли также продолжать учебу в высшем учебном заведении. По окончании семинарии Николаев начал работать учителем в чувашской школе Чистопольского уезда, а через год вернулся в Симбирск и был принят воспитателем в мужскую гимназию, затем – преподавателем городского училища.

Но в нем зрела мечта о получении высшего образования. Осенью 1905 года он становится студентом КАзанского ветеринарного института. Для приезда в Казань у него были и другие причины, так как он уже все сильнее втягивался в ряды активных социалистов-революционеров. Первым его политическим наставником оказался преподаватель Симбирской духовной семинарии В. Архангельский, ставший вскоре членом ЦК партии эсеров, депутатом и руководителем эсеровской фракции первой Государственной думы, а впоследствии - министром народного просвещения в правительстве Керенского. Оказавшись под его влиянием, Тимофей Николаев в 1903 году году вступил в российскую партию социалистов-революционеров. Через год он вместе с  семинаристом Гавриилом Федоровым (будущим Алюновым) создал здесь политический кружок чувашской молодежи (в тот период тут обучалась солидная  группа выпускников чувашских школ). Он полагал, что сплотить, поднять чувашей на революционную борьбу смогут лишь образованные люди – учителя, студенты, семинаристы.

Судя по его поступкам, он искренне верил в возможность практического осуществления своих призывов и пытался доказать это на деле. Так, в конце ноября 1905 года в селе Бичурино он созвал крестьянский съезд для обсуждения нищенского, бесправного положения крестьян и замены  должностных лиц волостного правления. На съезд собрались многие жители волости, учителя, учащиеся. В резолюции съезда, как сказано в донесении управления Казанской губернской жандармерии в департамент полиции, его участники требовали созыва учредительного собрания на основе всеобщих и равных выборов, равноправия граждан всех сословий, языков российских народов, выборности и сменяемости должностных лиц, передачи всей казенной, удельной, монастырской и помещичьей земли без выкупа в общую собственность народа и предоставления права пользования ею только земледельцам. В этом документе содержалось также требование о предоставлении равных

прав женщинам, в том числе права на землю наравне с мужчинами.

Узнав о съезде в Бичурино, губернатор распорядился об аресте главного зачинщика и наказании участников, поручив это срочное задание исправнику, приставу и земскому начальнику Чебоксарского уезда. И вот они ночью 28 ноября без предупреждения, тайком оказались в Воскресенской волости. Сходу арестовали Тимофея Николаева и отправили его под охраной стражников в Чебоксарскую тюрьму, а сами остались на месте, чтобы с утра начать разбирательство с другими непокорными. Но сделать это им не удалось. Близкий соратник «Хури», его односельчанин учитель Василий Васильев, просигналил по всем направлениям, созывая крестьян окрестных деревень на продолжение схода. Известие об аресте Тимофея Николаевича так возмутило собравшихся, что они, не дав опомниться незваным гостям, разоружили их и заперли в кутузку. И припугнули, что им не поздоровится, если Николаев за короткий срок не будет доставлен в волостной центр. Похоже, уездные начальники сильно струхнули, одну за другой отстучали несколько телеграмм в Чебоксары. За каких-нибудь несколько часов Тимофей Николаев был привезен на парной упряжке из Чебоксар в Бичурино. Земляки встретили его мощным «ура!» и на руках понесли на крыльцо волостной конторы. Задержанных он велел отпустить: пусть уезжают своей дорогой, не пришло еще время  сажать их в тюрьму.

(Продолжение следует).


"Наше слово" ( Мариинско-Посадская районная газета)
31 мая 2006
00:00
Поделиться