Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

Социальная защита населения

Сегодня исполнилось 15 лет со дня организации службы занятости населения в Российской Федерации. Как развивал свою деятельность районный центр занятости за этот период и какую помощь оказывал безработным и другим категориям населения,- обо всем об этом рассказывает директор  центра занятости населения Мариинско-Посадского района, Почетный  работник Министерства труда Российской Федерации Николай Георгиевич СЕМЕНОВ.

 

- Закон о занятости  от 19 апреля 1991 года в большей своей части адресуется безработным гражданам, признанным таковыми в установленном порядке. Вместе с тем в законе  речь идет и о лицах, ищущих работу, и о занятых гражданах. Последним посвящены две  первые статьи, что нельзя назвать случайностью: очень важно точно определить те категории граждан, которые не могут быть признаны безработными. Центр занятости, хотя и работает с ними  (когда они желают сменить место работы), но не оказывает им адресной социальной поддержки, как это предусмотрено для безработных.

Начнем с положения о свободе труда, вытекающего из ст. 37 Конституции РФ и представленного в ст. 2 ГК. РФ как основной принцип правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ним отношений. В п. 2 ст. 1 закона о занятости подчеркнуто: гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производственному, творческому труду;  принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом; незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Свобода труда означает, что гражданин вправе самостоятельно решать, где и когда  ему желательно проявить свои знания и способности, выбирать род деятельности, профессию, специальность, вид и характер труда. Он имеет право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю или прибегая  к бесплатному  посредничеству службы занятости.

Теперь обратимся к п. 1 ст.1 Закона «О занятости населения в РФ», в которой занятость  определена как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая  законодательству РФ и приносящая, как правило, заработок, трудовой доход.

И следующее, что из числа  незанятого населения  не все лица, даже зарегистрированные в качестве ищущих работу, могут называться безработными в правовом смысле этого слова. В соответствии с. 1, 2 и 3 закона о занятости безработным признается гражданин, трудоспособный как по возрасту, так и по состоянию здоровья, не имеющий работы и заработка (трудовой доход), зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней.

 - А какие изменения в современном законодательстве, регулирующие отношения в сфере занятости населения?          

– Закон «О занятости населения РФ» за десять с небольшим лет, прошедших с момента его введения, изменения и дополнения вносились 11 раз. Даже после того, как  в 1996 г. он стал действовать в новой редакции. Последняя его серьезная корректировка произошла в связи с принятием Федерального закона в августе 2004 года.

Ряд правовых норм, касающихся обеспечения занятости граждан (чаще всего применительно к гражданам, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы), содержится в федеральных законах, принятых совсем по другому поводу. В качестве примера можно назвать федеральные Законы «О социальной защите инвалидов в РФ», «О дополнительных гарантиях по социальной  защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС» и др.

Анализ законодательства о занятости населения свидетельствуют, что оно всегда состояло из правовых норм,  не относящихся к какой-то одной отрасли права. Это не могло не сказаться и на содержании действующего закона о занятости. С правовыми нормами трудового законодательства связан ряд статей. Это – о праве граждан на выбор места работы  и оформлении решения о приеме на работу путем заключения трудового договора; о включении в коллективный договор конкретных мер по обеспечению, сохранению занятости; о заключении и расторжении срочного трудового договора на общественных работах и об оплате труда на этих работах; об условиях массового увольнения работников.

Непосредственно с правовыми нормами гражданского законодательства связана с.2 закона, относящая к числу занятых граждан следующих лиц: ведущих предпринимательскую деятельность; занимающихся  подсобными промыслами и реализующих продукцию по договорам; выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также членов производственных кооперативов; учредителей организаций, за исключением учредителей общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц, которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

 - Николай Георгиевич, было бы неправильно, если не затронуть тему  безработицы  нашего района.

- В 2005 году уровень безработицы был по району выше, чем по республике. Это связано с критическим социально – экономическим развитием района и напряженной ситуацией на рынке труда.

По-прежнему актуальной проблемой  на рынке труда района остается обеспечение занятости женщин. Они, как правило, преобладают в численности работников, уволенных по сокращению численности или штата. Свыше 90 процентов вакансий, заявленных работодателями в центр занятости населения, - рабочие профессии, в то время как большая часть женщин имеет высшее или среднее профессиональное образование. Доля женщин в численности зарегистрированных безработных увеличилась  с  60,4%  в 2004 году до 70% в 2005 году.  

 - В этих условиях все большее значение, наверное, приобретает отбор безработных  граждан для получения смежной профессии, востребованной на рынке труда.

 -  Необходимо отметить, что центр занятости – посредник между работодателем и ищущим работу гражданином. Бывает так, что предприятию требуются высококвалифицированные специалисты, а в нашем банке данных их нет. Но у нас достаточно невостребованных выпускников профессиональных  училищ и лесотехнического техникума, а так же людей, потерявших свою квалификацию. Для такой категории граждан единственным способом вернуться в категорию «занятого населения» является переобучение, получение смежной профессии или повышение квалификации. Центр старается  направлять безработных граждан на переобучение тем профессиям, которые будут востребованы на местном рынке труда. Переход от пассивного пребывания в статусе безработного к активным действиям по приобретению новых профессий и дальнейшим шагам по поиску работы снижает иждивенческие настроения, включает человека в активную жизнь.

В течение 2005 года на профессиональное обучение было направленно  86 человек. Из них 64  - женщины. 

– Какие положительные сдвиги произошли в области трудоустройства подростков?

– Это чрезвычайно значимая работа. Несовершеннолетние с удовольствием берутся за любую работу, если она позволяет принести в дом деньги. Особенно, если родители безработные. Немаловажным является то, что молодые люди приобретают опыт выстраивания отношений с работодателями, своими ровесниками. Их заработки, естественно, невелики, но, скажем, для сельской местности, где зарплату не получают несколько месяцев, подросток, получающий 720 руб. в месяц, вносит весомый вклад в бюджет семьи.

Еще один существенный момент: активные и трудолюбивые ребята обращают на себя внимание местных руководителей. К ним начинают присматриваться как потенциальному кадровому резерву. Организацию временной занятости несовершеннолетних мы считаем важнейшей мерой профилактики безнадзорности и правонарушений. За прошлый год заключено 36 договоров с предприятиями города и района по программе трудоустройства несовершеннолетних граждан на создание 448 рабочих мест.

– Если мы начали говорить о трудностях сельского населения, то расскажите, пожалуйста, какую помощь получают безработные данной местности?

– Занятость сельских жителей остается весьма низкой. В последнее время сельскохозяйственные предприятия не в состоянии обеспечить жителей работой. Увеличение численности безработных связано и с закрытием детских дошкольных учреждений и высвобождением работавших там. Трудоустройство людей, оставшихся без работы, переориентация на другие профессии – это основная задача центра. Из 86 человек, направленных на профессиональное обучение, 33 – из сельской местности. Профессия, по которым обучаются сельские жители – оператор ПЭВМ, оператор котельной.

В нынешних условиях в районной службе занятости приходится постоянно совершенствовать форумы и методы активной политики занятости. Особый упор необходимо делать на самозанятость. Ведь сельское хозяйство – это в принципе бизнес. Им занимаются в той или иной степени каждый сельчанин. Разве можно при наличии подворья считаться безработным! Наше предложение – оформлять труд в личном хозяйстве как самозанятость. Но в Чувашской Республике нет закона «О личном хозяйстве». Работа в личном подворье не включается в стаж,  и не оплачиваются больничные листы, отсутствует возможность получить медицинское обслуживание и др. Поэтому на предложение профконсультанта обучаться на фермера от безработных были отказы.



"Наше слово" ( Мариинско-Посадская районная газета)
19 апреля 2006
00:00
Поделиться