Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

ГОДЫ И СУДЬБЫ. В 13 ЛЕТ – В РАБОЧИЕ

«В годы войны подростками пришли на верфь Павел Мошков, Александр Муравьев, Анатолий Соколов, Николай Войнов, Владимир Копылов, Александр Михеев, Николай Березин, Алексей Харитонов, Владимир Шарабрин, Михаил Щекачев, Петр Жидков, Николай Крайнов, Петр Тимофеев, Борис Офицеров, Юрий Марков, Петр Крупнов, Анатолий Мочалов, Иван Борзунин и другие. Все они проработали здесь до ухода на пенсию.

В цехах не умолкали  и девичьи голоса. Рядом с парнями стояли  у станков Вера Яранцева, Антонина Варначева, Ольга Рамеева, Зинаида Софонова, Антонина Павлова и выполняли дневные задания на 130-140 процентов.  Впоследствии они стали опытными станочниками, сварщиками, кузнецами и ударниками труда. За безупречную и долголетнюю работу занесены в заводскую Книгу почета.». (Из книги П. Важавата и В. Савельева «Есть на Волге завод». 1989 г. стр. 38.).

Автор этих строк  знал их поименно, так как на этом предприятии он сам некоторое время трудился рядом с ними. Был фрезеровщиком, расточником, слесарем, кочегаром и лаборантом. Здесь же он получил почетные звания «Ударник коммунистического труда» и  «Ветеран труда».

Видя энтузиазм молодых рабочих, их трудовые достижения, хотел написать пьесу и показать заводчанам на клубной сцене. Но в итоге получилась музыкальная комедия «Старые ветлы», где роли исполняли молодые производственники, объединившиеся в коллектив художественной самодеятельности.

Сейчас перенесемся мысленно в тот далекий сорок четвертый год. Когда на верфь пришли те самые городские парнишки и девчонки, старейший судостроитель, один из организаторов предприятия Петр Михайлович Колчин распределял их по рабочим местам, то есть прикреплял к опытным мастерам. Подошла очередь  и до Михаила Щекачева.

- Ну, Мишенька, – обратился он к стоявшему в толпе парнишке небольшого роста, – куда же тебя определить?

– В плотники, – ответил парень, не задумываясь.

– Ишь ты, ,– удивился Петр Михайлович. – Слышали? В плотники! А топор держать умеешь?

– Не только умею, – громко сказал Миша. – Могу изготовить топорище, правильно насадить  его  и наточить так, что можно будет даже  бриться.

Толпа громко  засмеялась. А старший товарищ удовлетворил его просьбу и добавил:

– Ему можно верить. Он – из рода Щекачевых, мастеровых.

В свою рабочую семью его приняла бригада, которая выполняла военный заказ. Здесь надо было уметь не только держать плотницкий топор, но и  требовались смекалка, старание и усердие. Бригада изготавливала ящики для хранения и перевозки снарядов и бомб. Детали из досок необходимо было подогнать так, чтобы они прилегали друг к другу очень плотно. У Миши это получалось.

Когда кассирша верфи принесла заработную плату, начальник участка крикнул:

– Михаил Васильевич! Иди, получай деньги!

Такие слова Миша услышал впервые, и ему показалось, что он уже  повзрослел.

Первую получку он с гордостью отдал  матери. Она невольно прослезилась  и  тихо произнесла:

– В семье появился рабочий человек, кормилец.

Это было шестьдесят один год назад, в середине марта 1944 года. А в ноябре он отметил свой четырнадцатый год рождения.

В 1950 году Мариинско-Посадский райвоенкомат отправил призывника в танковую часть. Михаил был этому только рад. Кто в юности не мечтал водить такую грозную машину, как танк?

Но в часть приехал представитель, выбрал отличников учебы и повез в далекую Германию. В числе их был и наш земляк  Михаил Щекачев.

 

Командир 72-го зенитного полка  лично встретил пополнение и поговорил с новичками.

– Как с огневой подготовкой? – спросил он рядового Щекачева.

– Мимо цели стрелять не умею, – смело ответил солдат.

Так, М. Щекачев вместо водителя стал наводчиком зенитки. Справно служил парень из Мариинского Посада. Как отличник боевой и политической подготовки ефрейтор был удостоен чести  сфотографироваться у Знамени части.

 На этом снимке вы видите Михаила. На  ее обороте командиром воинской части № 27318 подполковником Корольковым написаны слова: «Ефрейтора Щекачева М. В. за отличные показатели в боевой и политической подготовке награждаю личной фотографической карточкой, снятого при развернутом Знамени части».

Хочу сказать, что такая честь выпадает не каждому.

Отслужив честно и добросовестно, Михаил Васильевич вернулся на родную судостроительную верфь, которая позже была переименована в «Завод сельскохозяйственного оборудования».

«Люди всегда находились в поиске. Старались превращать находки в реальную действительность. Так, на сборке контейнеров две бригады по 6 человек в каждой не справлялись с заданием. Тогда пришли к выводу, что лучше создать одну бригаду из опытных сборщиков. Умело расставив силы, бригада из 8 человек месячный план выполнила на 311 процентов.

Члены этого маленького коллектива М. Щекачев, Н. Шевнин, П. Порунцов, А. Игнатьев, Б. Офицеров, К. Бекренев, Н. Войнов, Ю. Марков внесли немало ценных предложений и ускорили сборочные процессы».. (Из той же книги. стр. 52).

«Шли годы. Завод постоянно набирал темпы. Основные фонды выросли в 2, 5 раза, а выпуск валовой продукции в 3,3 раза. Это радовало рабочих. Про таких производственников, как М. Щекачев, В. Егоров, Б.

Куяшов, А. Павлова, П. Тимофеев, А. Турлычкин, А. Чернов, И. Казанков заводчане говорили: «Молодцы наши люди. Золотые у них руки». (Из той же книги. Стр. 73).

И еще: «За достигнутые показатели многие рабочие награждены коллегией Минживмаша СССР нагрудными знаками. Им присвоены звания «Ударник XI-ой пятилетки». Во главе соревнования всегда стояли ветераны завода М. Щекачев, И. Борзунин, В. Копылов и многие другие, проработавшие здесь сорок и более лет». (Из той же книги. Стр. 104).

В квартире у Михаила Васильевича я заметил довольно старые настенные часы.

– Это  подарок в День машиностроения. С 1967 года они ни разу не останавливались и показывают точное время. Мне почему-то кажется, что, несмотря на мои 75 лет, они по утрам торопят меня на завод...

 



"Наше слово" ( Мариинско-Посадская районная газета)
16 ноября 2005
00:00
Поделиться