Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

УВИДЕТЬ, ОСМЫСЛИТЬ, ПРИМЕНИТЬ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Образовательный процесс в техникуме осуществляют квалифицированные инженерно-педагогические кадры согласно требованиям государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Для реализации современного содержания образования требуются новые формы, методы и средства обучения, новые технологии. Не отрицая роли научных и точных знаний по предметам, преподаватели, решая проблему профессиональной подготовки будущего специалиста, последние три года активно внедряют в учебный процесс личностно-ориентированное направление в обучение, которое включает в себя педагогику сотрудничества, технологию индивидуального обучения, гуманно-личностную технологию, развивающее обучение.

Успешно решаютпроблему личностно-ориентированного обучения преподаватели И. Лаптева, Н. Яковлева, Н. Уракова, Ю. Никитина, М. Петрова, Л. Любимова, А. Макарова, Л. Мудрова, В. Ташкентова, Н. Грекова, Л. Николаева, Н. Андреева, Т. Самылова, Н. Нитченко, Л. Дубинина. Проводимые ими уроки отличаются направленностью на личность студента.

Заслуженный учитель Чувашской Республики, преподаватель физики Н. Яковлева стремится не только привить студентам новые знания, но и помогает им лучше и глубже познать то, чем они уже владеют, старается обогатить их жизненный опыт, сделать «живыми» основные научные сведения. Учит сознательно распоряжаться собственными знаниями, побуждает желание заниматься саморазвитием. Один из ее методов обучения – активизация мыслительной деятельности студентов, совершенствование организации  учебной деятельности с использованием нетрадиционных форм занятий, включающих самостоятельную работу. Такие занятия базируются на деятельной основе самих студентов, легко воспринимаются, создают условия для благоприятного эмоционального климата. Сту-

дент получает возможность реализовать себя в посильной для него работе. Повышается уровень познавательного интереса, движение идет от любопытства к любознательности до устойчивого интереса к предмету.

Успешно ведет работу в направлении личностно-ориентированного обучения и преподаватель высшей категории специальных дисциплин И. Лаптева. Каждое занятие Ирина Григорьевна начинает с психологической поддержки студентов на положительный настрой к уроку. Во главу обучения ставит признание студента как носителя субъективного опыта и максимально использует этот опыт в учебном процессе. Уроки строит на основе поисково-эвристических методов, подводящих студентов к диалогу, поиску истины. Уважает мнение каждого и учит умению слушать друг друга. Вовлекая в процесс активного познания, параллельно воспитывает. Формирует умение диагностировать результаты, анализировать, прогнозировать не только учебную, но и будущую профессиональную деятельность. Целенаправленно создает она для этого все условия. В процессе преподавания открыла для себя и всегда использует в обучении приемы, которые назвала «эффекты» – это удивление, неожиданность, соревнование, умение держать паузу.

Составление проектов решения практических, реально значимых, интересных и доступных для студентов проблем создает предпосылки для реализации личностно-ориентированных технологий. Метод проекта является частью этой технологии.

Успешно внедряет в учебный процесс данный метод Т. Самылова – преподаватель предмета «Информационные технологии» на примере создания проектов «Презентации профессии». Студенты, разбитые на отдельные группы, самостоятельно подбирают фотографии, картинки, рисунки, текстовую часть, диаграммы. Весь собранный материал, сопровожденный элементами настройки, музыкальным и звуковым оформлением, представляет собой отдельный слайд-фильм. Итогом проведенной творческой работы студентов становятся открытые уроки, коллективные

просмотры фильмов. В апреле 2005 года Т. Самыловой был проведен открытый урок, где была презентация слайда-фильма. Урок получил отличные отзывы.

Успешно применяет проектное обучение преподаватель специальности «Экономика и бухгалтерский учет» Н. Андреева. Показатель – открытый урок, который состоялся в декабре прошлого года по теме «Бухгалтерский учет на промышленном предприятии». Урок ассоциировался с рабочим днем, так как занял 2 дня по 3 пары.

Студентам, разделенным на группы, необходимо было составлять полный финансовый отчет по условно выбранному предприятию, включающий исковое письмо и акт недостачи.

Такой подход к преподаванию предметов позволяет студентам ориентироваться в профессиональной сфере, учит прогнозировать результат, устанавливать причинно-следственные связи. Объединенные проектным видом деятельности практические и теоретические знания меняют мотивацию студентов к обучению, так как результат своей деятельности они могут увидеть, осмыслить, применять в реальной жизни.

Успешно реализует метод проекта и преподаватель специальных дисциплин («Лесопарковое хозяйство») преподаватель В. Ташкентова. Получив конкретное задание по созданию рекреационного объекта в определенной ландшафтной зоне, студенты побригадно начинают изучать материал, знакомясь с литературными источниками. Затем ими создаются эскизы, которые утверждаются «художественным советом». По эскизам создаются макеты, по макету на конкретном месте создается проект, который защищается авторами. Метод проекта ориентирует на личность студента, его внутренние резервы, способности, выводит студентов на творческо-исследовательскую деятельность. Занятия творчеством продолжаются во внеурочное время.

Технологию блочно-модульного обучения используют преподаватели специальных дисциплин Н. Крупнова, С. Крупнов, Л. Седова, Е. Василье-

ва, С. Данилова, А. Копеева.

Преподаватели техникума делятся опытом своей работы по новым технологиям на занятиях педагогической мастерской, педагогическом совете, заседании цикловых комиссий, на республиканских конференциях, республиканских методических объединениях.



"Наше слово" ( Мариинско-Посадская районная газета)
28 сентября 2005
00:00
Поделиться