Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

ВЗРЫВАЛИСЬ СНАРЯДЫ,

Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни,    который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. Таким переломным моментом в жизни Николая Андреевича Кузнецова является война.

Родился он 16 декабря 1921 года в деревне Большое Шигаево Мариинско-Посадского района. После окончания Арзаматовской 7-летней школы стал работать бригадиром родного колхоза.

Николай Андреевич был призван в ряды Вооруженных Сил 9 апреля 1941 года, когда ему исполнилось 20 лет. Служил он на Украине, во Львове, в составе 202 стрелкового артиллерийского полка 81 стрелковой дивизии. Его определили наводчиком 76-миллиметрового орудия.

С этого момента и началась военная биография Николая Андреевича. Самым ярким моментом в его солдатской жизни была присяга, принятая им солнечным днем 1 Мая. Теперь он настоящий солдат, защитник своей Родины. С такой мыслью проснулся по тревоге Николай Андреевич в 4 часа утра 22 июня 1941 года. Вой сирены, какой-то тревожный и необычный, запомнился ему на всю жизнь.

Молодой солдат не знал, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой живым и невредимым. Надеялся он на свою судьбу. Воинская часть, в которой служил Николай Андреевич, находилась в 80 километрах от границы. Враг уже бомбил города Киев, Минск …

«В 7 часов утра мы отправились на завтрак в столовую, - вспоминает  ветеран. - В это время мы услышали вой вражеских самолетов, совсем рядом взрывались снаряды. К счастью, в казармы бомбы не попали, но моментально вылетели все стекла.

Нас определили в Киевский особый военный округ под командованием генерала армии Павлова. С минуты на минуту мы вступим в смертный бой с коварным, беспощадным врагом. Наконец, на следующий день, 23 июня, мы получили приказ покинуть Львов. Но не успели проехать и 35 километров, увидели, что десятки танков врага ползут прямо на нас. Назад дороги нет, потому что вырвались  заключенные и перешли на сторону немцев, и беспощадно стреляли в нас. Наш полк остановился в лесу, южнее Львова. В течение 10 дней бойцы держались мужественно, показывая стойкость и героизм. Под натиском превосходящих сил противника мы стали отступать. За нами остались города - Чернигов, Сумы, Житомир …»

5 сентября враг обходным маневром окружил гвардейцев 202 полка. Потом было получено сообщение, что танки противника, зайдя с флангов, окружили часть, и был дан бойцам приказ: любой ценой прорваться к своим, передвигаясь мелкими группами. Но и в такой трудной ситуации бойцы не растерялись - с малыми потерями вышли из окружения.

Затем полк, в составе которого воевал Николай Андреевич, передислоцировался в Курскую область, районный центр Тим, где завязались тяжелые бои на подступах к центру. В течение нескольких часов вражеские снаряды взрывали землю, все окуталось дымом, все горело. Основной удар приняли на себя артиллеристы. Они встретили врага метким огнем. Ряды противника все редели, и они были вынуждены отступить. Через некоторое время, враг снова попытался противостоять нашим, но бессмысленно. Противник снова отошел на прежние позиции.

В июле 1942 года началось освобождение города Сумы. «Орудия выкатили для ведения огня прямой наводкой, - рассказывает ветеран. - Вот появляются один за другим немецкие танки. Мы вступили в борьбу с прорвавшимися танками. Я с волнением прильнул к прицелу и навел на эти цели свое орудие. Танк был подбит. Над ним поднялся огромный столб дыма. В тот же миг вокруг нашего орудия начали рваться вражеские снаряды. Я продолжал наводить цели, не отрывая глаза от панорамы. Но чувствую, что ноги подкашиваются, кружится голова. По мокрой щеке градом течет пот. Ради счастья, ради жизни на земле буду сражаться до последнего! Вскоре мне сообщили, что,  смертью храбрых погиб командир орудия Хавнуев». Младший сержант Кузнецов заменил командира орудия и успешно командовал расчетом. Немецкие танки один за другим были подбиты. Враг задержан. Город Сумы заняли наши войска. Это был важный шаг к Победе. За успешное выполнение поставленных задач, мужество и стойкость, проявленные в боях за город Сумы, старшина батареи Николай Кузнецов был награжден медалью «За отвагу».   

После этого Николай Андреевич принимал участие в боях в составе Юго-Западного фронта под командованием маршала Тимошенко. В конце марта 1943 года полк был направлен в Харьков. Не удалось им войти в город, армия Паулюса преградила дорогу. Соединения нашей армии  тяжелыми боями и большими потерями отходили в глубь страны. Сколько крови здесь было пролито, сколько друзей потеряли …

В начале сентября они оказались у стен Сталинграда. Николай Андреевич с честью выдержал суровое испытание в Сталинградской битве. Открылась еще одна страница фронтовой биографии Кузнецова. И связана она со знаменитой легендарной 62-ой армией под командованием генерала- лейтенанта В. И. Чуйкова, в одной из артиллерийских частей воевал. 62-ая армия В. И. Чуйкова осуществляла непосредственную оборону Сталинграда.

« В районе Камышино мы перебрались через Волгу, - продолжает ветеран. - Полк вывели на переформирование. Мы получили пополнение. Меня определили в 42 гвардейский стрелковый полк 13 гвардейской стрелковой дивизии. Вскоре нас реорганизовали во 2 роту ПТР (противотанкового ружья). Короткая передышка - и снова в бой».

Борьба в Сталинграде велась днем и ночью с крайним ожесточением. 13 гвардейская дивизия, в которой сражался наш земляк, занимала берег Волги. Каждый день враг предпринимал многочисленные атаки и отступал, встречая героическую стойкость наших солдат. Защитники Сталинграда стояли насмерть. По войскам противника открывали огонь артиллерийские полки и подразделения минометов «Катюш».

Через некоторое время четверо бойцов, среди них и оказался Николай Андреевич, были переведены в хозяйственный взвод. Кузнецов вспоминает один из эпизодов: «Перед нами открылась река Волга, обагренная светом пожаров. Поблизости падают бомбы, рвутся снаряды. Мы быстро погрузили продукты. Но не успели отчалить от берега, как попали под вражеский артиллерийский налет. Мы оказались в огненном кольце. Оставалось нам надеяться только на волю всевышнего. Слава Богу, опасность миновала, и мы немного успокоились. Но когда достигли середины реки, в небе завыли вражеские самолеты. Началась страшная бомбежка. Река вздыбилась от разрывов снарядов и бомб. Было чудом, что мы добрались до берега».

После завершения Сталинградской битвы получили пополнение и до июля 1943 года занимались учебной подготовкой. Николай Андреевич участвовал в боях на Курской дуге в составе Степного фронта.

«Это было 21 сентября 1943 года. Нам нужно было перейти реку Ворскло. Враг надвигался на нас черной тучей, активно вел танковую атаку. Рвались мины, взметая клочья земли, вырывая с корнями кусты. Здесь я получил ранение осколком от танка в правую ногу. Потом только я узнал, что все бойцы нашего полка погибли в этой жестокой схватке…»

Николай Андреевич сразу после ранения лечился в полевых госпиталях, один из которых располагался в церкви. 3 дня он пролежал без перевязки, раненая нога опухла, в ране ползали черви. Затем Николай Андреевич был переведен в Тамбовский эвакогоспиталь 5435. Через 6 месяцев, 8 марта 1944 года, его выписали. По решению комиссии отправили в г. Борисоглебов - Воронежскую область, в батальон для выздоравливающих.

Николай Андреевич не был демобилизован, только после окончания войны, 22 октября 1945 года вернулся домой.

Его боевые заслуги отмечены орденом Отечественной войны 2 степени, юбилейными медалями.

В послевоенное время Николай Андреевич работал бригадиром, затем - председателем колхоза.

Несмотря на преклонный возраст (ему сейчас 84 года), сам наводит порядок и создает уют в доме, в меру сил трудится в хозяйстве. Живет он вместе с сыном, внуки часто приезжают в гости. Николай Андреевич пользуется большим уважением среди жителей деревни.

Мы благодарны Вам, Николай Андреевич, и гордимся Вами, наш дорогой ветеран.



"Наше слово" ( Мариинско-Посадская районная газета)
25 мая 2005
00:00
Поделиться