Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

ДА РАЗВЕ ОБ ЭТОМ РАССАКАЖЕШЬ, В КАКИЕ ГОДЫ ТЫ ЖИЛА

Недавно состоялось чествование ветеранов Великой Отечественной войны,  тружеников тыла нашей сельской администрации  с вручением им юбилейной  медали «60 лет Победы в ВОВ».

 На территории Первочурашевской сельской администрации этой медали удостоились 174 человека: из них 15 участников ВОВ, 6 вдов погибших и 153 труженика тыла. У каждого  из них своя судьба, но всех их объединяет одно слово  - война...

Судьбы этих людей - это история нашей страны. О каждом из них можно написать целую книгу. К примеру,  Алексеева Раиса Ефремовна  всю свою жизнь проработала в колхозе, она знает, какой ценой, каким трудом в годы войны люди растили хлеб, чтобы обеспечить фронт продовольствием.

ЮНОСТЬ И ЗАМУЖЕСТВО

Раиса Ефремовна была пятым ребенком у четы Николаевых из деревни Караньялы. Мать с отцом только - только построили новый дом, чтобы,  наконец, отделиться от родителей и жить самостоятельно. Годы были тяжелые: раскулачивание, репрессии. Отец, чтобы спасти семью от беды, продает этот дом и уезжает в Пермскую область.

Раиса Ефремовна закончила Эльбарусовскую среднюю школу, начала работать в колхозе «Хастар» учетчицей. Шел 1939 год...

- А как вы познакомились со своим мужем Григорием Ивановичем, он же из другой деревни? - спрашиваю я старую женщину. В ее глазах зажигаются озорные огоньки.

- Гриша до армии работал в нашей  деревне заведующим избой - читальней, мой брат Василий часто бегал за книжками - читал запоем. Я же помогала маме в рукоделии, книги читать  не было вемени. Да и молодая еще была. Потом Гриша ушел в армию. Служил на Балтийском флоте, через 5 лет вернулся со срочной службы. Шел 1940 год. Мне исполнилось 18 лет, а ему было уже 26 лет.

Красивый, статный моряк пришел в Караньялы проведать своих друзей. Вдруг случайно увидел незнакомую стройную девушку в светлом платье. Она спешила по своим делам, даже не заметив его. Парню девушка понравилась, стал наводить справки: «Кто она такая очаровательная незнакомка?» Так Григорий стал приходить на улахи -посиделки, а   в июне 1941 года  поженились.

- А вы помните, как вы узнали о том, что началась война? - задаю ей вопрос.

- Радио не было, узнать можно было только в райцентре. А тут как раз отец с сестрой и зятем с Урала возвратились. В Марпосаде, сойдя с парохода, и узнали эту страшную весть.

Вечером, по случаю возвращения отца семейства, был накрыт стол. Здесь за семейным столом отец сообщил о том, что Гитлер напал на нашу страну. На следующий день  новость подтвердилась. Гриша работал в Октябрьском райземотделе инструктором. Вечером, придя домой, сказал: «Война».

НАСТАЛО ВОЕННОЕ ЛИХОЛЕТЬЕ

Муж работал на кожевенном  заводе  промартели «Труд», где выделывал шкуры. Все мужчины, работавшие на этом предприятии, имели бронь, т. к. здесь производили продукцию для нужд фронта. В деревне Мижули на берегу речки стояло двухэтажное здание завода: первый этаж - кирпичный, второй деревянный. На нижнем этаже стояли огромные чаны для замачивания шкур, здесь же их выделывали, а на втором этаже  сушили. Стоял ужасный запах, смрад, грязь. Работать в таких условиях было тяжело. Рабочие были из  окрестных деревень. Раиса Ефремовна тоже начала работать в швейном цехе промартели «Труд». Цеха были разные: для изготовления валенок, швейный, шорный, сапожный, вышивальный. Шили рукавицы и нижнее белье для солдат. Все цеха были расквартированы в домах жителей деревень Караньялы и Мижули. Председателем промартели «Труд» был Илья Трифонович Мокеев. Его тоже репрессировали . Время было такое, даже по ложному доносу могли арестовать. Его имя теперь носит одна из улиц  д. Караньялы.

Швейный цех располагался в доме  Егора Ярославцева. Дом 2-этажный, кирпичный, его построил первый учитель деревни Василий Владимирович Владимиров, который здесь жил. На первом этаже дома располагалась пекаря. «Как сейчас помню, какие были большие буханки, их разрезали по 1 кг и продавали в магазине»,- рассказывает ветеран. На своих личных швейных машинках швеи шили маскировочные халаты зеленого цвета. Эвакуированные эстонцы кроили.  В конце войны они уже понимали чувашский язык.

7 апреля 1942 года муж уходит на фронт. 9 моряков отправились из Чувашии в Ленинград. Григорий Иванович - за старшего. Он служил связистом в блокадном Ленинграде, т. к. корабль, на котором он проходил срочную службу, был потоплен в самом начале войны. Все знают о том, как полуголодные, еле живые люди продолжали трудиться и воевать в блокадном городе. Муж потом рассказывал, как было тяжело даже подниматься на 2 - 3 этаж, приходилось по несколько раз останавливаться и отдыхать: сил не было.

ВСЯ ТЯЖЕСТЬ – НА ЖЕНСКИХ ПЛЕЧАХ

16 мая родилась дочь Тоня. А через два месяца Раису Ефремовну назначили бригадиром 2 бригады колхоза «Туйдаш».До войны колхоз был крепким. Война. Мужчины ушли на фронт, остались старые да малые, вся тяжесть труда легла на женские плечи. В 1942 году председателем колхоза был Степан Тарасович Тарасов.  Два сезона проработала Раиса бригадиром. А потом тяжелую ношу бригадирства переложила на более сильные мужские плечи: возвращались раненые, контуженные фронтовики. «Какая страшная нужда была, - вспоминает труженица тыла, - есть нечего, а работать надо - пахать, сеять. До слез было жалко 11 - 12-летних мальчишек - пахарей Арсентьева Мишу, Макарова Виталия, эстонского мальчика Эйна. Пахали на паре лошадей. Голодные, холодные, босые дети войны. Осенью поднимали зябь, босые ноги мерзли, я приносила им отцовские лапти. За целый день работы они получали 1 кг овсяной муки вместе с отрубями».

Боронить выходили старый дед Кузьма Гаврилович,   пожилая женщина  Евдокия Ивановна   и молодая солдатка Ананьева Татьяна - ее муж был на фронте, а брат погиб. Елена Яковлева и Раиса Ефремовна  трудились  сеяльщиками. Зерно клали в пурак -лукошко  и вручную ровно бросали,   чтобы не было огрехов. Летом - прополка сорняков. Помогали дети,  за целый день работы им начисляли только половину трудодня. Выращенный урожай нужно было без потерь и в сжатые сроки убрать. Жали вручную. Снопы на лошади возили на гумно. Там их  складывали в стог - большую копну старый дед Павел Капитонович Павлов и Елена Яковлева. Они на коленках складывали снопы один к другому, колосьями в центр круга, чтобы,  не дай бог, ненастье не испортило зерно. В этот стог входило 20 - 25 возов. За целый день работы подол и брюки у работников  стали зиять  дырами.

На току была одна молотилка. Работала на мазуте, машинистом был Дмитрий Баранников из Марпосада. Мазут не всегда удавалось достать, поэтому молотили и вручную. Как только все успевали? Работу выполняли чисто, аккуратно, быстро и с энтузиазмом. Сортировала зерно Варвара Ефремова всю зиму одна.

Ближе к весне колхозники готовили удобрения. По домам сельчан собирали птичий помет, золу, навоз -  кто сколько может дать. За это хозяину дома начисляли трудодни.

После бригадирства Раиса Ефремовна работала на лошади. Весной и осенью рядом с детьми пахала.  Зимой, после всех уборочных, колхозу давали задание «Госповинность» - в Буинском или Ибресинском лесничестве заготовить древесину. Раиса Ефремовна на лошади возила рабочих на лесозаготовки. Особенно часто уезжали на эти работы Алексей Иванов, Ольга Краснова, Санька Григорьев.  «Мы, женщины, - Простова Ульяна, Трофимова Агриппина, Простова Маруся, Ананьева Татьяна, Семенова Мария для нужд кожевенного завода заготавливали дрова в Сотниковском лесничестве. С нами вместе работал и старый дед Овчинников Роман Григорьевич, он точил пилы, а мы пилили и грузили дрова на сани», - продолжает свой рассказ бывшая колхозница.

ВОЗВРАЩЕНИЕ МУЖА И МИРНАЯ ЖИЗНЬ

В декабре 1945 года муж демобилизовался, прислал телеграмму, чтобы встретили в Урмарах. От навалившегося счастья Раиса забыла взять с собой тулуп и валенки. Так в декабрьский мороз Григорий Иванович в шинели и ботинках  почти всю дорогу бежал за санями, чтобы не замерзнуть.

После войны жить стало легче. Возвращались мужчины с фронта, но очень многие навсегда остались на полях сражений. В деревне Мижули не вернулись с войны 94 человека из 180 ушедших на защиту Отечества.

В 1948 году Григорий Иванович уезжает учиться на взрывника в город Владимир. Началось дорожное строительство. Каждому колхозу райисполком давал задание на добычу камня.  Их добывали по берегам рек, возили на лошадях. Потом уже появились грузовики. Водители Василий Васильев и Егор Ярославцев  возили камни из Козловского района.

Григорий Иванович работал дорожным мастером. Строили дорогу от Октябрьского поворота до села Октябрьское, Аксарино, Бичурино и до Андреево-Базары. Семья Раисы Ефремовны работала на укладке песка, а на земляных работах были заняты Анфиса Макарова, Ольга Краснова, Ксения Лаврентьева и другие. Много километров  дороги проложила бригада из деревни Мижули в составе бывшего фронтовика Ивана Ильича Леонтьева, его жены Антонины Захаровны, Алексея Иванова, бывшего фронтовика Григория Евграфова, Андрея Торина. Камни укладывали вручную.

Мастер привез саженцы деревьев из Сотниковского лесничества, Школьники Октябрьской, Бичуринской, Сюндюковской школ произвели посадку деревьев. Сейчас эти березы стоят высокие и красивые.

Раиса Ефремовна и Григорий Иванович вырастили шестерых детей, дали  им достойное образование. Все они разъехались по разным городам. Виталий и Люся живут в Кемеровской области, Римма  в Пензе, Рита в Москве, Тоня и Аля  в Чебоксарах. У четы Алексеевых 9 внуков и 8 правнуков. За детей никогда не приходилось краснеть: умные, трудолюбивые. Прожили в любви и согласили  62 года. Но уже два  года,  как супруга нет рядом.

Раиса Ефремовна считает себя счастливой женщиной: дождалась мужа с фронта, детей вырастили, дом построили, всю жизнь работали на земле. «Жили мы душа в душу, работу не делили на женскую и мужскую, работали сообща, помогали друг другу. Дай бог, чтобы и другие прожили жизнь так же, как я долго и счастливо», - закончила свое повествование труженица тыла из деревни Мижули.

А. ЛЕОНТЬЕВА,

заведующая 

Караньяльской

сельской библиотекой.

 



"Наше слово" ( Мариинско-Посадская районная газета)
19 апреля 2005
09:09
Поделиться