БОЕВОЙ ПУТЬ ФРОНТОВИКА
Скоро нашей великой Победе в Великой Отечественной войне исполнится 60 лет. С горечью в душе приходится признавать то, что наши школьники об этой войне знают очень мало. Получатся ли патриоты из Иванов, не помнящих родства? История не прощает, когда ее забывают, а хуже того - не знают. Поэтому очень хочется надеяться, что эти зарисовки и воспоминания старого фронтовика пойдут учащимся на пользу.
Кузьмин Павел Прохорович родился 16 мая 1924 года в д. Большое Аккозино. Он был первым ребенком в семье Кузьминых, потомком станционного смотрителя Аккозинской станции. Отец будущего фронтовика работал в колхозе заведующим фермой, мать - колхозницей. Они жили в старинном доме с двухъярусным амбаром. На первом этаже амбара хранились тулупы, в другом отделении - корм для лошадей, а на втором этаже в летнее время отдыхали, находя защиту от палящего летнего солнца.
По окончании 9 класса 12 июня 1941 г. П. Кузьмин был направлен в ФЗО № 5 г. Комсомольска-на -Амуре. Обучался специальности слесаря - сантехника.
Известие о войне застало его там же. Когда началась война, ему было 17 лет. По окончании ФЗО работал мотористом на насосной станции металлургического комбината в этом же городе.
3 сентября 1942 года его призвали в Красную Армию и сразу же определили на учебу в Шкотовское военное училище, которое находилось в пятидесяти километрах от Владивостока, где он должен был обучаться 6 месяцев. Но через 4 месяца по приказу главнокомандующего армией И. В. Сталина в составе 5 военных училищ Дальнего Востока он был направлен на фронт под Сталинградом (ныне город Волгоград). Одели новобранцев в новые полушубки, шапки-ушанки, ватные брюки, валенки. Ехали на фронт долго в битком набитых вагонах. Все ехали с единым чу-
вством - победить врага!
2 февраля 1943 года под Сталинградом сдались в плен попавшие в окружение немецкие войска в количестве 330 человек во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Эта победа Красной Армии имела переломное значение в Отечественной войне. Новобранцев высадили под Курском в г. Короча в апреле 1943 года. И тут они и увидели, что такое фронт, впервые услышали грохот взрывающихся снарядов, канонады артиллерийских орудий, вой «Катюш». Казалось, мир разрывается на куски, земля уходит из-под ног. Но им надо было перебороть этот страх, ведь они были солдатами. За ними были матери, дети, женщины. И их долгом было защитить их любой ценой, даже ценой своей жизни
7 июля 1943 года в составе Степного фронта вступили в бой на Курской дуге. Это был страшный бой, где с обеих сторон участвовало 2000 танков и более 3 миллионов человек, где смешались в бою советские танки Т-34 и грозные немецкие танки «Тигр». В воздухе стоял удушливый запах гари, вокруг трудно было разглядеть соседнего бойца, из-за сильного грохота собственный голос терялся в общем шуме.
2 месяца шел бой на Курской дуге. Погибло более 2 миллионов человек, которых не дождались дома матери, отцы, жены, дети. Оставшиеся в живых в этом бою солдаты добавили себе дополнительные седины на висках. После сражения остались груды искореженного железа, множество трупов и нескончаемое людское горе и слезы. Такова была цена победы над врагом. После Курской битвы Гитлер скажет: «Если бы я знал, что у русских есть танки Т-34, то я бы не пошел к ним с войной». Но здесь в победе не только заслуга танков Т-34, имевших высокую маневренность. Высокий моральных дух бойцов всего народа имела первостепенное значение.
При освобождении города Харькова Павел был ранен в ногу. Это произошло на станции буды. «Немцы раненых в плен не брали, расстреливали всех подряд, ведь им, прежде всего, были нужны рабы для работы -
для этого и затеяли эту войну. Я лежал и готовился к самому худшему. И вдруг услышал: «Ты можешь идти?». «Нет», - ответил я. Боец подхватил меня и, взвалив на себя, вытащил из опасного места. Ему было лет 45-50, и он выглядел крепче меня. Я тогда был совсем худеньким, невысокого роста. Вытащив меня на безопасное место, он исчез также, быстро, как и появился. Я очень жалею. Но в тот момент было не до знакомств - шла жесточайшая война. Но даже в такой жестокой войне выручала не только дисциплина и мастерство военоначальников и героизм бойцов - нас выручало и единство, братство, дружба народов нашей огромной страны», - вспоминал теперь П. Кузьмин.
«После следующего ранения под Кировоградом я был направлен в госпиталь. Надо было перед госпитализацией пройти необходимую санобработку. В это время я встретил своего односельчанина Петра Ивановича Каяхова, который меня не узнал - ведь я подрос и возмужал на фронте. Сам он получил осколочное ранение в 8 местах под Харьковым. Я лежал с перевязанным бедром, и он две недели до самой выписки навещал меня в госпитале. Это были одни из редких радостных фронтовых дней.
Пробыв в госпитале в течение месяца, снова вступил в бой в составе 2-го Украинского фронта (под командованием маршала Конева), 288-го стрелкового полка, 2-го батальона командиром минометного расчета 94 гвардейской дивизии.
Продолжались ожесточенные бои на Украине. Все дальше и дальше отступали фашисты под натиском Красной Армии. П. Кузьмин часто вспоминал бой за освобождение небольшого городка, районного центра Новая Прага. Перестрелка шла за каждую улицу, за каждый домик. Грохотали артиллерийские орудия. То тут, то там взрывались снаряды. Плечом к плечу со своим другом Юрием Бурденко сражал и П. Кузьмин. С ним он познакомился во время обучения в Шкотовском военном училище. Бурденко был родом из Хабаровского края. Высокий парень крепкого телос
лосложения, рыжеватый, еврей по национальности, был одним из тех, на кого всегда можно было положиться. Павел с большим уважением относился к Юре за его храбрость, героизм.
... Вдруг совсем рядом взорвался снаряд. И тут Павла будто подкосило. Пронзительная боль и сильное жжение появились в ноге. Он понял, что его ранило. Сжав зубы, упал в снег. Но когда поднял голову, у него кровь застыла в жилах, холодок пробежал по всему телу. Он даже забыл, что его ранило - рядом лежал его друг Юра Бурденко, которому осколком снаряда распороло живот, и все внутренности вывалились наружу. Он истекал кровью и беспомощно пытался заправить внутренности назад. Карие глаза, молящим взглядом, смотрели на Павла. Он почти шепотом просил: «Помоги мне». А он смотрел на него в оцепенении - как же ему помоч? Но через какое-то время глаза друга устремились в затянутое дымом небо и застыли. Руки упали на холодный окровавленный снег, тело лежало неподвижно. Он умер! Павел с горькими слезами на глазах рванулся к нему, но от пронзительной боли вновь упал и потерял сознание...
Пришел в себя он уже в госпитале. После лечения был направлен в батальон выздоравливающих помощником командира взвода. В ноябре 1944 г. дошел до польского города Санок, в том же месяце был направлен на учебу в военное 2-ое Астраханское училище, которое в военное время находилось в г. Бузулук Оренбургской области. Там он проучился до мая 1945 года..
Когда вышеупомянутое училище расформировали, он был направлен в Одесское Краснознаменное пехотное училище им. Ворошилова. В городе Одессе проучился до марта 1947 года. В марте 1947 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О демобилизации старших возрастов», под реализацию которого попал и мой дедушка.
После демобилизации он вернулся домой в деревню Большое Аккозино. Во время войны получил 2 медали «За боевые заслуги» за героизм, проявленный в боях под Кировоградом и в Польше. Награды были вручены после окончания войны. Также он награжден имеет орденом Отечественной войны первой степени и юбилейными медалями.
- Весь мой фронтовой путь от Курска до Польши через Украину, по которой я прошел пешком, усыпан могилами наших погибших бойцов и немецких воинов. Не все немцы шли на эту войну по своему желанию и не хотели этой войны. Такова была политика фашистской Германии. И дай Бог избежать нашей стране в будущем фашизма, национальной ненависти. А этому надо учиться с детства, со школы, надо быть терпимыми друг к другу и доброжелательными. Берегите свою Родину, землю потому, что только от этого ваше личное благополучие и ваших потомков, - любил повторять фронтовик, обращаясь к молодым.
В данный момент П. Кузьмин в селе Октябрьское. Ему сейчас 80 лет. Мы желаем ему еще долгих лет жизни на радость своим внукам и своим близким.
18 марта, к сожалению, не стало. Он умер после продолжительной болезни. Но память о дедушке будет жить в моем сердце.