Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

В. АФАНАСЬЕВ: «В ЛУЧШЕЕ ВЕРИТСЯ С ТРУДОМ»

 

Как можно дольше тянуть «лямку» сельхозпроизводства, которая грозится оборваться при каждом повороте (а на них наталкиваешься ежедневно и ежечасно) под силу сегодня только самым отважным, выдержанным, патриотичным руководителям и специалистам. Таких в аграрном секторе нашего района немало, но и не много. Именно благодаря им еще дышат сельхозпредприятия: кто получше, кто похуже. Но, если честно признаться, даже считающиеся наиболее благополучными, загнаны в угол из-за финансовых проблем. Беды сельхозтоваропроизводителей, думаю, ясны и понятны каждому, но даже при том мы порой не желаем отдавать себе отчета в том, какие неимоверные усилия приходится прилагать руководству для того, чтобы хозяйство не кануло в Лету, как подобное уже произошло и происходит с многими.

Поведя речь о СХПК «Кугеевский», не ставлю цель восхвалить его, возвысить перед остальными, тем более, что повода для этого, в сущности, и нет. Но вот обнажить проблемы хозяйства, довести до читателей то, в каких условиях и какими способами проходит борьба за выживание, думается, не будет лишне. Страшно представить то, что произойдет, если старая гвардия специалистов, на которых держится сельское хозяйство района, уйдет в «отставку»: хозяйства в одночасье обанкротятся, все нажитое нами, нашими дедами и прадедами имущество будет распродаваться с молотка. В том, что не произошло подобного факта до сих пор в СХПК «Кугеевский», заслуга его руководства, хотя, как оно не перестает утверждать, метание «между жизнью и смертью» бесконечно продолжаться не может.

Припоминается мне это многострадальное хозяйство со времен правления им предшественника нынешнего председателя. Призна-

юсь откровенно, воспоминания не из приятных. Приятного, может быть,  и сейчас мало, но прекрасно помню то, какое наследство досталось Валерию Витальевичу АФАНАСЬЕВУ, нынешнему руководителю (на этом посту он с октября 1999 года).  Кормовая база отсутствовала, семенной фонд пустовал, а всевозможных налоговых долгов накоплено почти 5 миллионов рублей. Мы часто не задумываемся  над тем, что значит «подчищать чужие хвосты», укрепить весьма расшатанную финансовую и трудовую дисциплину и т.д. А если все эти беды приходятся в переломное, кризисное время?.. Только на подобное очень неблагодарное дело уходят годы.

Времена ужесточаются, смелые замыслы, планы из-за упущенного периода воплотить в жизнь удается с трудом, а то и вовсе нет. Да к тому же вложенный труд, стремление к налаживанию производства нередко мало кем остаются замеченными и оцененными по достоинству. И задаешься вопросом: а что мешает сбросить с себя адскую ношу таким руководителям, как  Валерий Витальевич, и жить только в свое удовольстве, спокойно зарабатывая  деньги на более сносной работе. Видимо, не так-то  легко расстаться с ставшим до боли родным делом, с сумасшедшим ритмом жизни, хотя умом понимаешь, сердцем чувствуешь, что впереди никакая перспектива не маячит. Но все равно, подобно раненой птице, выбиваясь из последних сил, вновь пытаешься кому-то что-то доказать, хотя давно уяснил для себя ту истину, что при теперешнем подходе государства к сельскому хозяйству в дальнейшем оно обречено на гибель.

Валерий Витальевич, в сравнении с остальными руководителями, по возрасту относительно молодой, но по стажу хозяйствования один из страейших, опытнейших кадров. В 1989 году начал он трудовую  деятельность в должности агронома после окончания Чувашского сельхозинститута. В 1993 году возглавил родное хозяйство «Волгарь». В течение 6 лет молодой специалист увлеченно занимался растениеводством. Труд во благо селян радовал успехами: к примеру,  по урожайности картофеля хозяй-

ство занимало третью позицию в республике. Карабашцы первыми в районе освоили голландскую технологию возделывания «второго хлеба». По зернопроизводству на республиканском уровне неизменно держались в «десятке» лучших. «Козырной» сельхозкультурой хозяйством была определена сахарная свекла. Именно с ее производством должны были открываться новые горизонты будущего. Много добрых традиций было «укоренено» во время правления энергичного специалиста. Но даже народу порой бывает неведомо: что он найдет или потеряет в ходе злополучных выборных собраний. Одним словом, хозяйственник, показавший себя с неплохой стороны - хотя у него, впрочем, как и у многих, были в работе некоторые упущения - был заменен другим. До сегодняшнего дня «похозяйствовали» этим сельхозпредприятием многие и довели, как говорится, до ручки, т.е. банкротства. А Валерия Витальевича, работавшего после незаслуженного «наказания» специалистом по маркетингу при управлении сельского хозяйства, перебросили в 1999 году на один из самых тяжелых трудовых участков - в СХПК «Кугеевский», который он (хорошо ли, плохо ли) удерживает на плаву и по сей день.

- Валерий Витальевич, взглянув сейчас с расстояния прожитых лет, наверняка, сожалеете о том, что выбрали сельскохозяйственный путь?

 - Так было, видимо, угодно судьбе. Хотя, если честно сказать, после окончания вуза рассчитывал получить в руки «свободный» диплом. Но  районное начальство «кидаться» с кадрами не захотело, и вот с тех пор несу свой тяжкий крест.

- Коли так, давайте сосредоточимься на деятельности СХПК, который, как я полагаю, «болен» в первую очередь нехваткой работоспособной, здоровой рабочей силы.

- Да, это является главным бичом, парализовывает весь организм хозяйства. Ни в коей мере не хочу обижать кугеевцев, но менталитет здешнего народа ощутимо отличим от тех же карабашцев, с которыми мне приходилось работать немало лет.  Осознаю тот факт, что селяне отошли от

коллективного хозяйства после получения в собственность земельных участков. Появившаяся возможность беспрепятственно встать на учет в Центр занятости труда также повлекла за собой печальные для нас последствия. С кем тянуть сельское хозяйство? Об этом государство почему-то не задумалось. Найти в округе вкладывающих душу в общее дело, крайне трудно. Есть они, но предпочитают собственное подсобное хозяйство.

Вы прекрасно осведомлены в том, что животноводство СХПК сейчас в незавидном положении. Одна из главных причин провала - опять-таки отстутствие надежных работников, на которых можно было бы положиться. Чувствую, что у Вас назревает вопрос. Да, работник требует достойного стимулирования. А в нашем деле только качественный труд определяет достойное стимулирование. Не скрою, приходилось прибегнуть к разным способам поощрения: и наличными на руки каждый день давали. Но, к сожалению, не смогли добиться необходимого начала. Без нарушения трудовой дисциплины, воровства, разгильдяйства не обходится, можно сказать, ни один день. По непрекращающимся фактам краж обращаешься в соответствующие органы, но толку мало. Нередко в виноватых остаемся мы же, т.е. администрация.

- Да, до сих пор в моей памяти картина, когда в позапрошлом году в уборочный сезон зерно на току охранялось с помощью овчарки. Исчезновения средь бела дня сена со скашиваемых участков, запасных частей, механизмов, ГСМ из топливных бачков техники стали своего рода притчей во языцах, хотя подобные «творения» - беда всех сельхозпредприятий. Но у Вас здесь она наиболее болезненна, отчасти, как мне кажется, из-за отсутствия на участках работы контролирующих, требовательных специалистов.

- Безусловно. Таковых днем с огнем не сыщешь. Многие новорят лишь бы утащить что-нибудь из хозяйства и нажиться на этом. Мне, как руководителю, остается только беречь тот костяк специалистов, которые при мне.

На сегодняшний день они - мои первые помощники. Главный бухгалтер З. Петрова грамотный, опытный специалист со стажем. Ее выдержка, понимание, напористость, уважительное отношение к работе, требовательность к другим достойны внимания. Главный агроном М. Ефремова - также «старожил» хозяйства и универсальный работник.Успевать всюду и везде и наводить порядок вошло в ее прямую обязанность. Действительно, эту неутомимую женщину кормят ноги .

К слову, из рядовых работников с кугеевской стороны  за добросовестность отметил бы троих: Н. Мартьянова, А. Яковлева, И. Иванова. Остальных механизаторов-комбайнеров пришлось привлечь с карабашской стороны. Если бы не В. Агатеев и Н. Максимов, не собрали бы ни одного килограмма зерна, не заготовили бы ни одной тонны сена. Пользуясь случаем, всем вышеназванным товарищам и многим другим хочется выразить благодарность.

- Валерий Витальевич, насколько знаю, площадь земли обрабатывалась исходя из финансовых  возможностей и технических ресурсов кооператива. С уборочной страдой справились собственными силами. Долг по зарплате у хозяйства тоже небольшой. Придерживаетесь и условий Программы финансового оздоровления. Как все-таки удается свести концы с концами?

- Хозяйство держится на том, что зарабатывает. Доходы идут от реализации зерна, сена, соломы, выручает предпринимательская деятельность. Заработная плата выдается и наличными, и покрывается натуроплатой. Нужно отметить то, что за аренду земельных паев селянам выдали по 150 кг комбикорма.

При нынешних удручающих трудностях приходится поддерживать хозяйство любыми способами. Новобайгуловскую плотину, что стояла на нашем балансе, сдали в аренду предпринимателю В. Николаеву. Совместно с СХПК ее благоустроили. Сейчас не первый год там разводят карпов,

толстолобиков. Живой товар реализуется, частично отпускали рыбу работникам и в счет зарплаты. Местные жители, конечно, проявляют недовольство тем, что им не разрешается рыбачить. Задарма хозяйству никто копейку не даст, так почему другим можно пользоваться его благами, ничего не отдавая взамен?

Также предпринимателем арендуется и пасека кооператива.

- По слухам, что ходия в округе, славится Ваша шерстобойка: и по качеству обслуживания, и по стоимости услуг приглянулась она многим...

- К сожалению, на короткий период пришлось временно приостановить ее работу из-за монтажа второй машины. Нужно отметить, что оборудование дорогостоящее. Битье 1 кг шерсти обходится в 13 рублей.

- Валерий Витальевич, каким бы Вы ни казались пессимистом, зная Ваш деятельный характер, целеустремленность, уверена в том, что живет Ваше хозяйство не одним днем. Так какие же планы не дают покоя?

- Вы правы. Сидеть и уповать на одного Бога, значит, окончательно погубить и так еле тлеющую жизнь хозяйства. В планах на ближайшее - запуск в рабочий оборот швейного цеха. Подготовительные работы ведутся, насчет заказов на пошив договоренность есть. Главное - набрать людей.  Хорошо зарекомендовала себя лесопилка. Но из-за отсутствия рамщика на данном этапе задействована не в полную мощность. Рамщик-то - мастеревой  с «золотыми» руками, но опять подводит тяга к «зеленому змию», губительно действующая на деятельность предприятия.

- Напоследок хочу затронуть вопрос, актуальный, пожалуй, для многих хозяйств. Касается он содержания социально значимых структур, как водных объектов, пожарной службы и т.д.

- Многим, наверное, неведомо, какую астрономическую сумму приходится выкладывать нам за содержание, к примеру, пожарной службы. За 10 месяцев текущего года ею «съедено» кооперативных денег более 100

тысяч рублей, не считая затрат на закупку запчастей и выплату заработной платы пожарным. Содержится все это хозяйство ради благополучия сельского населения. А от сельской администрации мы пока не получили ни копейки, хотя, по слухам, ею взимаются деньги с населения на противопожарную безопасность. При дальнейшем игнорировании наших просьб пожарную службу придется  или ликвидировать, или принять иные жесткие меры. Мы прекрасно осознаем ее необходимость, но нужно и нас в конце-концов понять.

За водоснабжение по итогам 11 месяцев СХПК уплачено налогов на 21 тысячу рублей. А сельской администрацией возмещено нам только  более 1 тысячи рублей. Поймите, люди добрые и достопочтенные господа, прошли те времена, когда за счет сельхозпредприятий развивалась сельская социальная инфраструктура. Мы рады бы идти навстречу всем, но нас сейчас никто не спонсирует.

Нынче во время страдных сезонов СХПК обошелся без «кругленьких» кредитов, но была получена бюджетная ссуда из районной казны. Почему бы райадминистрации не погасить этот долг из суммы, уплаченной на содержание той же пожарной службы?  Освободились бы хоть от одного тяжкого бремени в конце года.

- Валерий Витальевич, Ваша озабоченность понятна. Все-таки, как видится Вам будущее сельского хозяйства, как опытному уже руководителю? Неужели все в темных красках?

- Каждый чувствующий себя хозяином руководитель живет с доброй надеждой. Я тоже, наверняка, не исключение. Но признаюсь честно, ясной перспективы не вижу. Очень удручил меня сельскохозяйственный сезон позапрошлого года. Перед жатвой ожидалась цена на 1 кг зерна не менее трех рублей, а осенью оно реализовалось чуть ли не по 70 копеек. Даже транспортные расходы не покрывала цена кровью и потом убранного урожая. То же самое произошло и с ценами на животноводческую продукцию. После все того в лучшее верится с трудом.



"Наше слово" ( Мариинско-Посадская районная газета)
22 декабря 2004
00:00
Поделиться