СОСТОЯНИЕ С ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ - КРАЙНЕ ТЯЖЕЛОЕ
Допущен рост числа пожаров на объектах и в населенных пунктах следующих районов: в Ибресинском - на 31,3%, Канашском - 19,6%, Красноармейском - 6,7%, Козловском - 10,5%, Мариинско-Посадском - 42,9%, Порецком - 22,2% и в г. Новочебоксарск - на 21,1%.
Наиболее неблагополучная обстановка с пожарами сохраняется в жилом секторе, где произошло 379 пожаров , что составляет 48,2% от общего их количества.
Значительно осложнилась обстановка с пожарами на объектах промышленности, где наблюдается рост количества пожаров на 31%, на объектах транспорта - рост на 48,4% и на объектах с массовым пребыванием людей - на 20%.
Следует отметить, что сложившаяся обстановка с пожарами и гибелью людей на пожарах стала возможной в результате халатности со стороны руководителей органов местного самоуправления и руководителей организаций и учреждений, которые самоустранились от своих непосредственных обязанностей по обеспечению пожарной безопасности на вверенных им территориях и объектах.
Неотъемлемой частью успешного тушения пожаров является исправность и наличие противопожарного водоснабжения, состояние которого в настоящее время, наряду с изложенными выше вопросами, вызывают тревогу и требует принятия безотлагательных мер.
Существующая система водоснабжения ряда районов и населенных пунктов республики из-за слабого давления воды и частых аварий на водопроводных сетях не удовлетворяет эти населенные пункты требуе-
мым расходом на наружное пожаротушение объектов и жилого сектора.
Залогом успеха при тушении пожаров является прибытие пожарных подразделений к месту пожара и их готовность выполнить первоочередные задачи по спасению людей при тушении пожаров в течение первых 5-10 минут с момента сообщения о пожаре.
Нормативный радиус обслуживания (действия) пожарных депо не более трех километров в подавляющем большинстве муниципальных образований республики не выполняется.
В ряде районов Чувашии этот показатель превышает нормативные требования в 5-7 раз, что крайне отрицательно сказывается на своевременности прибытия подразделений пожарной охраны на пожары в начальной стадии, и как результат, их развитие до крупных размеров, уничтожение огнем огромных материальных ценностей и гибель людей.
Особенно тяжелое положение сложилось в сельской местности. Так, средний радиус обслуживания пожарными депо (находящимися на местном бюджете) составляет 25-30 километров, ряд населенных пунктов сельской местности находятся на расстоянии 40 и более километров от подразделений пожарной охраны.
Основой материально-технической базы противопожарной службы является планомерное создание схемы объектов, обеспечивающих боевую готовность подразделений ГПС, а именно - пожарных депо, гаражейспециальной и оперативной техники, учебных башен, теплодымокамер, манежей, полос психологической подготовки личного состава.
В адрес главного архитектора г. Чебоксары и администрации г. Чебоксары были направлены информационные письма о необходимости включения в генеральный план застройки г. Чебоксары строительства дополнительных пожарных депо. Положительные сдвиги в этом вопросе не просматриваются.
В адрес администраций районов Чувашской Республики в январе 2004
года направлены информации по существующей и требуемой дополнительно пожарной технике в сельских населенных пунктах для каждого из районов. Количество существующих пожарных автомобилей: специальных - 21, основных -123. Требуется по нормам: специальных - 47, основных - 167. Количество дополнительно требуемых мотопомп: переносных - 1601, прицепных - 97.
Отсутствие необходимого финансирования резко отражается на материально-технической базе Государственной противопожарной службы. Большинство находящихся на вооружении подразделений ГПС основных и специальных пожарных автомобилей 80-х годов выпуска выработало свой моторесурс. В среднем 80,5% имеющихся пожарных автомобилей подлежит списанию.
Аналогичное положение дел сложилось и с обеспечением пожарно-техническим вооружением и обмундированием.
Республиканская целевая программа по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений до настоящего времени не принята в разрез решения правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.
В настоящее время в Чувашской Республике имеется 639 общеобразовательных учреждений, 384 из них расположены в зданиях III-V степени огнестойкости, в зданиях с низкой пожарной устойчивостью (полностью деревянные, с пустотами в деревянных перекрытиях и перегородках).
За пределами нормативного радиуса выезда пожарных подразделений в республике расположено 21 здание образовательных учреждений, 78 не обеспечены автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения о пожаре, 30 не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением, 384 - имеют низкую устойчивость при пожарах. Аналогичное положение дел сложилось на объектах здравоохранения, социальной защиты, культуры и искусства.
Из общего числа школ не имеют лицензии на осуществление образовательной деятельности 71.
При проведении выборочной проверки пожароопасных объектов (автозаправочных станций) установлено, что при их эксплуатации допускаются нарушения норм и правил пожарной безопасности, способные повлиять на технологический режим в случае возникновения аварийной ситуации.
Складывающееся в последние годы состояние дел с обеспечением пожарной безопасности следует расценивать как крайне тяжелое. Для преодоления негативных тенденций в организации предупреждения и ликвидации пожаров необходимы целенаправленные, скоординированные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций.