МАРИИНСКИЙ ПОСАД ДАЛ ПУТЕВКУ В ЖИЗНЬ
Ветерана войны и труда, работавшего в типографии в далеком 1934-35 годах, интересуют судьбы людей, о которых он рассказывает в своем письме. Уважаемые читатели, если кто-то знал людей, с которыми когда-то был знаком Михаил Гаврилович, пожалуйста, откликнитесь!
- 30 мая я получил свидетельство об окончании Яндашевской ШКМ (школа колхозной молодежи - так тогда называли 7-летнюю школу), а 1 июня мы с отцом прибыли в г. Мариинский Посад - в типографию, к Смирнову Петру Еремеевичу, к другу отца. Он в типографии крутил маховое колесо печатной машины один, а надо было вращать вдвоем. Директор типографии (тогда типография и редакция были разными, самостоятельными организациями) Андреев Василий Ан-
дреевич посмотрел на меня, 14-летнего пацана, и отверг предложение Петра Еремеевича, но посоветовал оформить учеником наборщика. Не помню, писал ли заявление на эту должность, но тут же меня подвели к кассе с шрифтами. Рост мой был малый. Под ноги положили перевернутую старую кассу, на него кирпич, чтобы я мог дотянуться до кассы с шрифтами. Наборщик Филиппов Николай Филиппович принес мне схему расположения шрифтов, показал, как раскладывать шрифты по кассам. Так началась моя учеба и работа в типографии.
Через полмесяца попросили меня привести второго ученика. Мои родители предложили Григорьева Всеволода Григорьевича, тихого, не хулиганистого мальчика из хорошей семьи. Он был на 2 года старше меня (1917г.).
С дядей Петром мы вместе питались, я был у него как приемный сын. Всеволод был свой, деревенский. Жизнь пошла веселее. С сентября месяца нас перевели на сдельную работу.
Василий Андреевич был человеком спокойным, часто входил в цех, насвистывая мотив песни. Никогда не слыхали от него грубого слова.
Коля - так мы по-свойски обращались к наборщику Николаю Филипповичу, знавшему свое дело. Он был воспитанником детдома, окончил ФЗО. Иногда у него наблюдались выходки, граничащие с некоторыми вольностями, присущие детдомовцам. Хоть он и был старше нас, но с девушками еще не встречался. У него, кроме нас, товарищей не было.
Печатником работал Мудрисков Филипп (отчество забыл). На иждивении у него были жена с двумя малолетними девочками. Часто рассказывал забавные случаи из жизни родной деревни, шутил, хотя жизнь его была не из легких.
В августе, в конце месяца, нашли напарника Петру Еремеевичу:
привели Петра Маркина, уроженца из Ульяновской области (выехали оттуда из-за голода), жившего в нашей деревне с матерью.
Редактором газеты в то время был Дубровин (инициалы забылись), высокий ростом, один из образованнейших людей. После его заменил Верхилеев (инициалы не помню), участник Гражданской войны, коммунист, но грамотности ему не хватало.
Самым веселым, неунываемым, душевным был, конечно, Чупраков Василий Иванович - секретарь редакции. Входил он в двери типографии всегда напевая песню, улыбающимся, с живыми светлыми глазами и с подпрыгивающей походкой. Он приносил свои статьи или статьи селькоров с исправлениями, верстал газету, он же корректировал. Верстали газету тогда не так, как сейчас, заранее не было макета.
Позже появился заведующий отделом писем Калинин (инициалы не помню)
До свидания. Жду ответа.