Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

ОН ХОТЕЛ БЫТЬ ПОХОРОНЕННЫМ В ШОРШЕЛАХ


Мы часто встречались с ним, великим сыном чувашского народа, Космонавтом-3 А.Г. Николаевым. А познакомились еще в юношеском возрасте, когда я был студентом Чувашского государственного педагогического института им. И.Я.Яковлева и квартировал в доме № 12 по улице Колхозной. Хозяин квартиры, дядя Петя, приходился родным дядей Андрияна. И он, учащийся Мариинско-Посадского лесотехнического техникума, не раз бывал у нас.

Когда А.Г. Николаев полетел в космос, первое, что я сделал как литератор, написал поэму “Звездный человек”. Отрывки из нее впоследствии в переводе на русский язык под названием “Человек и звезды” были опубликованы в самой главной в те годы газете “Правда”.

Потом я пошел, именно пошел (всю дорогу пешком) из Новочебоксарска в Шоршелы, пожил там, встречался с матерью космонавта Анной Алексеевной, с родственниками, учителями, друзьями Андрияна Григорьевича и написал первую повесть “Звезды зовут”. Повесть была напечатана в трех номерах журнала “Ялав” (№ 5, 6, 7 – 1963 г.) с большим предисловием старшего брата космонавта И.Г. Николаева. Отрывки печатались во многих центральных детских журналах. Публикация в журнале “Мурзилка” была даже с преди-словием Анны Алексеевны – матери космонавта. А книга стала переводиться на многие языки народов СССР – алтайский, киргизский, эстонский, башкирский, марийский и т. д.

В те же годы была создана решением руководства Чувашии Книга Трудовой Славы и Героизма. Первыми в неебыли записаны имена А.Г. Николаева и его жены В.В.Николаевой-Терешковой.

В 1965 году постановлением руководства республики было решено издать книгу под названием “Правофланговые” о тех, чьи имена были внесены в Книгу Трудовой Славы и Героизма.

И я написал эти очерки – “Сокол” об А.Г. Николаеве и “Дочь Родины” - о В.В.Николаевой-Терешковой.

В ходе всего этого были многочисленные встречи с А.Г.Николаевым в Чебоксарах, Москве и Звездном городке. Не раз бывал я у него на квартире, где он угощал всегда очень вкусным чаем. Он умел, как никто другой, заваривать чай. Была переписка. И все это дало мне толчок к созданию новой книги “Мальчик из Шоршел”, которая была издана в 1975 году в Москве, в издательстве “Малыш”, в прекрасном оформлении талантливого художника Юрия Копейко огромным тиражом 150 тысяч экземпляров. На русский язык книгу перевел известный русский писатель Виктор Синицин. И с ним, и с редактором, и с художником книги мы ездили в Звездный городок к А.Г. Николаеву. Им непременно, под видом уточнения некоторых фактов, хотелось встретиться с прославленным космонавтом.

Почему же пишу все это? Не потому, чтобы сказать: вот, мол, я какой, а потому, чтобы доказать, что мы с ним, с А.Г.Николаевым, не раз встречались и о многом подолгу беседовали.

Сейчас, после того, как его похоронили в Шоршелах, некоторые не совсем честно подняли шум вокруг этого. И вот, читая газеты, слушая радио и телевидение, я вспоминаю одну из своих бесед с А.Г. Николаевым. Это было в Чебоксарах, в гостинице обкома КПСС. Хорошо помню не очень большую, но уютную и светлую комнату с окном, выходящим к бывшему зданию дома политпросвещения, сейчас – театр кукол. Я к тому времени уже начал писать свою книгу “Парень из Светлых Ключей”. Рассказал Андрияну Григорьевичу о своих замыслах, показал договор с издательством. Андриян Григорьевич одобрил мои замыслы, кое-что подсказал. А потом начал расспрашивать о новостях культурной жизни Чувашии. Незадолго до этой встречи с Андрияном Григорьевичем мы похоронили выдающегося сына чувашского народа, народного поэта Чувашии Якова Ухсая. Читатель знает, что Я. Ухсай, согласно его завещанию, похоронен на его родине, на вершине К\слету (Гусли-гора). Заговорили об этом. И вдруг А.Г. Николаев сказал:

- Я тоже хотел бы, чтобы меня похоронили на родимой земле, в Шоршелах…

От внезапно сказанных этих слов я даже вздрогнул. Потом попытался отшутиться: “Еще рано об этом думать…”

- Кто знает, - тихо сказал Андриян Григорьевич. – Однажды приходит человек на эту землю и уходит…

Очень хорошо запомнил все это: “Я тоже хотел бы, чтобы меня похоронили на родимой земле, в Шоршелах…”

Я очень благодарен Президенту Чувашской Республики Н.В. Федорову, правительственной комиссии, что они по воле космонавта приняли решение похоронить великого сына чувашского народа А.Г. Николаева в шоршелской земле, там, где он родился, где прошло его детство, где он ходил в школу, мечтал о звездах… Главное, он хотел, чтобы его похоронили на этой земле. Его могила станет святыней для нас, для всех, кого он так любил, ради счастья которых совершил свои космические подвиги.

 

 



"Наше слово" ( Мариинско-Посадская районная газета)
21 июля 2004
00:00
Поделиться