К международному дню глухонемых
К числу школ, обучающих и воспитывающих детей с аномалиями в физическом и умственном развитии, относится Октябрьская специальная школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей, открытая в 1963 году. В ней обучалось тогда более 150 учащихся. Сейчас в школе получают знание и воспитываются 62 слабослышащих детей. Школа-интернат располагает необходимой учебно-материальной базой (классами, спортивным и актовым залами, библиотекой), транспортом.
Коллектив школы-интерната стремится найти наиболее эффективные формы сочетания общеобразовательной и трудовой подготовки, проводит работу по адаптации слабослышащих учащихся в среде слышащих, совершенствует систему воспитательной работы.
Вопросами обучения и воспитания детей с нарушением слуха, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, занимаются 27 педагогов. Имеют дефектологическое образование 5, награждены знаком «Отличник народного просвещения» 3, свыше 70 процентов педагогов имеют 1 и 2 категории. В учебно-воспитательном процессе они уделяют большое внимание повышению качества знаний, обеспечению индивидуального подхода к детям, перерабатывают программный материал применительно к каждому классу учащихся, а также разрабатывают индивидуальные планы работ со слабыми учениками.
Воспитатели проводят немалую работу по сплочению ученического коллектива, создают вместе с воспитанниками уют и чистоту в школе, обращают внимание эстетическому воспитанию, развитию потребностей и способностей участвовать в создании прекрасного в жизни. Многие воспитанники умеют моделировать, шить, вязать, рисовать, делать аппликации, поделки из ткани, соломки и другого природного материала. Кроме уроков рисования в школе функционирует филиал детской художествен-
ной школы. Дети учатся рисовать красками, лепить из глины и пластилина, моделировать из бумаги, соломки. Выпускники получают документ об окончании художественной школы. Часто устраиваются выставки работ учеников художественной школы.
По возможности школа старается дать выпускникам трудовую подготовку. Обучение мальчиков труду проводится в столярной и слесарной местерских. Мастерские оборудованы станками, другим необходимым оборудованием. Девочки обучаются труду в швейной мастерской, где имеются необходимые производственные машины (стачечные, обметочные, оверлок). Учащимся присваиваются и разряды.
В обучении и воспитании школьников большую роль играет деятельность методических объединений учителей и воспитателей, которые вносят элементы новизны и творчества, углубляют теоретическую и практическую подготовку педагогов, повышают их общую эрудицию и культуру.
В школе осуществляется контроль за уровнем знаний, умений и навыков учащихся. Проводятся контрольные работы, проверяются тетради учащихся по вопросу соблюдения орфографического режима, результаты обсуждаются на заседаниях методических объединений. Учителя-предметники проводят предметные недели, вечера, КВНы между классами, викторины и т.д. Вся эта работа строится на основе плана внутришкольного контроля и руководства.
Проводится большая работа по подготовке и проведению речевых утренников, что представляет собой важную часть общей работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Проводятся речевые игры, вечера отдыха на различные темы, даются консультации по произношению, постановке и автоматизации звуков, умению работать со звукоусиливающей аппаратурой индивидуального и коллективного пользования.Умело организована деятельность кружков: «Художественная самодеятельность», «Мягкая игрушка», «Парикмахер», «Умелые руки», «Вязание», «Пантомима». Работы воспитанников выставлялись на
районных, республиканских, региональных выставках. Членами жюри дана высокая оценка качеству выполненных работ. Как видите, школа не живет замкнутой жизнью.
Многие учреждения республики оказывают материальную помощь школе при проведении акций Милосердия.
При достижении определенного возрастного уровня, перед слабослышащими встает вопрос о приобретении специальности. В рамках решения этой проблемы в школе-интернате, на мой взгляд, надо открыть классы профессиональной подготовки воспитанников по определенным специальностям. Надо перерабатывать учебные планы, программы с учетом особенностей учашихся с нарушением слуха. После окончания школы дети поступают учиться в различные учебные заведения, реабилитационные центры для лиц с нарушением слуха. Так, выпускница прошлого учебного года Ирина Боголюбова поступила учиться на 1-ый курс Санкт-Петербургского реабилитационного центра на отделение «Дизайн» (здесь же учится Андрей Вьяченков). До этого она занималась в художественном отделении детской школы при Октябрьской художественной школе. Многие поступают учиться в техникумы городов Челябинска, Владимира. Наши выпускники учатся в училище № 21 в Чебоксарах, они станут специалистами по художественной резьбе и по пошиву одежды. Ольга Тимофеева и другие учащиеся повышают свои знания в Ульяновском фармацевтическом техникуме.