«Спасовские посиделки» в художественном салоне краеведческого музея
На мероприятии присутствуют мастера ДПИ, соседи и приглашенные.
Сценарий подготовили ведущие – Мизгирева Л.В -заведующая передвижной выставкой и Шипунова О.Б. – лектор-экскурсовод музея. Зал оформила художник Т.А.Шкадерова.
Присутствующим была рассказана история спасовских праздников, проведены конкурсы, игры. Участники мероприятия рассказали как в старину праздновали эти дни, пели старинные песни, вспоминали предания, пословицы и поговорки.
Встреча походила в теплой, почти семейной, обстановке за чашкой душистого чая, заваренного на травах. Супруги Голыгины – Нина Антоновна и Владимир Иванович (он является заслуженным работником культуры) исполнили песни под баян. Поэтесса Раиса Ивановна Хлебникова прочитала свои стихи, посвященные лету и спасовским праздникам, вот одно из них, посвященное внучке:
«Бабушкино солнце»
Желтый одуванчик
По квартире скачет
То играет с куклой,
То играет в мячик.
Маленькое солнышко
Леною зовется
Звонким колокольчиком
Весело смеется.
Глазки словно ягодки
Смотрят все в оконце
Ждет прихода бабушки
Бабушкино солнце.
В завершении этого мероприятия все присутствующие пели народные старинные песни и уже вошедшую в традицию «Подмосковные вечера», переделанные на «Марпосадские».
В августе православный люд справляет три праздника, посвященных Всемилостивому Спасу: 14 августа – медовый, еще его называют «Спас на воде», с этого дня считалось, что пчелы не носят больше медовую взятку с цветов. С этого дня строгие блюстители православных обычаев начинали есть мед, предварительно освятив его в церкви. Первый спас – лакомка, пасечники одаривали детей медом в чашках, а то и на лист лопуха наливали, а дети пели в благодарность особую «спасовскую» песню.
19 августа – яблочный Спас или «Преображение Господне». К этому дню поспевают яблоки. В старину говорили – какой второй спас – такой и январь. В этот день провожали закат солнца в поле с песнями. С этого же дня начинается встреча осени – «Осенины».
29 августа – ореховый Спас. В этот день православная церковь празднует перенесение в 944 году из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Спасителя – куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, нерукотворно отпечатался лик Иисуса Христа. Этот простой Кусок материи с образом Спасителя стал одной из главных христианских святынь. В деревенском же быту этот праздник отличался торгами полотнами и холстами.