Дорый вечный мир художника Анатолия Рыбкина
Таким словосочетанием можно охарактеризовать творчество Анатолия Петровича Рыбкина, своеобразного художника, поющего в искусстве свою, только ему присущую песню. Почти каждая его картина привлекает зрителя искренностью, остротой восприятия жизни, оригинальным композиционным решением. Своеобразие человеческого характера, переменчивость состояния погоды, замысловатые складки материи, характерность деревенского дома, поразительная «портретность» листьев клена, поднятых в воздух бешеным порывом ветра, прозрачность воды у каменистых берегов водоемов – все восхищает художника, который как бы говорит нам: «Милые люди, посмотрите – какая неповторимость окружает всех нас на каждом шагу». Для него предметом искусства может стать самый, казалось бы неизображаемый предмет. Помню, как несколько лет тому назад, будучи в доме творчества «Академическая дача», он с упоением написал сохнущие у отопительной батареи ношеные резиновые сапоги… И еще помню лирический пейзаж, по центру которого угрожающе торчал огромный электротрансформатор.
Рыбкин художник универсальный, он любит портрет, пейзаж, натюрморт, картину, которая подчас рождается из группового портрета. В портретах же люди не просто позируют – они живут в родной для них среде. Пейзаж его очеловечен. В натюрмортах Рыбкин не пишет мертвую застывшую натуру. Она тоже в движении, причем элементы натюрморта зачастую органически вплетаются в содержание его сюжетных картин. Работы Рыбкина всегда неожиданны, порой даже несколько сюрреалистичны с той существенной разницей, что в отличии от сюрреалистов, образы Рыбкина – как правило, светлая мечта. И если у иного художника сочетание несопоставимых друг с другом предметов кажется непродуманным, то у Рыбкина эта «странность» при скурпулезнейшем исследовании конкретной ветки дерева, цветка, сказочного блеска елочной игрушки, переливов цвета, пересохшей селедки воспринимается как совершенно необходимое и нужное сочетание. Важно здесь, конечно, и своеобразие изобразительного языка, который в работах Рыбкина в последние годы становится все более определенным, что сближает его по манере наложению мазка с некоторыми импрессионистами. Этот трепетный мазок создает ощущение непрерывного движения.
Надеюсь, что любовь Анатолия Петровича к жизни и его художественный такт не позволяет ему увлечься найденным языком настолько, что он превратится в заученный прием. Хочется отметить важную особенность в творчестве Анатолия Петровича. В его холстах нередко стирается грань между портретом и пейзажем, натюрмортом и тематической картиной. На мой взгляд, в этой особенности проявляется творческая раскрепощенность Рыбкина, его неповторимость. Радует, что в лучших своих работах он стремится разрешить и колористические задачи. Это проявилось и в работе над его многотрудной философской картиной «Нелетная погода», которую он писал много лет, и, кажется, продолжает еще над ней работать. Она, на мой взгляд, все еще колористически обогащается. Рыбкин фантастически плодотворный художник, он очень много работает в живописи и в графике. Вместе с тем, он чуткий, добрый, обязательный человек, открытый и верный в дружбе. Он находится в постоянном поиске. Хочется пожелать ему, чтобы он как и до сих пор, не переставал восхищаться жизнью и не терял способности ею удивляться. Он сейчас находится в творческой зрелости и я уверен, что он еще порадует зрителя новыми интересными и значительными работами.