Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

Музыка – это гармония и полет души

Суета повседневной жизни, обыденность бытия, вечная спешка притуманивают человеческие души. Они оказываются запертыми за семью замками, а ключик, как назло, на дне самого глубокого моря, моря серой обыденности. Но иногда так хочется достать этот заветный ключик и отворить ворота души. И тогда… в самом обыкновенном, ничем от других не отличающемся человеке, как через розовую, жемчужную призму видишь солнечную лучезарность, притягательную загадочность и юношеский романтизм, лирическую поэзию. Попросту говоря, необыкновенную доброту, стремление к возвышенному и желание принести людям добро через сердечность и теплоту души своей.

С таким человеком на днях я встретилась в детской музыкальной школе. Это- директор названной школы Геннадий Павлович Раков. Я застала его в рабочем кабинете, занятым специфическими школьными делами и немного задумчивым. Задумчивым, наверное, и от того, что на днях ему исполнилось пятьдесят. Полвека… Может, в это время человек начинает перебирать свое прошлое: что он сделал за этот отрезок времени и что не сумел осуществить, чего он достиг и чего бы хотелось и т. Д. Полвека жизни как на ладони.

   Детство… Счастливая пора. Перелистывая незабываемые страницы этой поры, Геннадий Павлович незаметно для себя изменился в лице: его прежняя задумчивость вдруг, как мановением руки сменилась какой-то приятной романтичностью, как будто в действительности он почувствовал себя вернувшимся в далекое и близкое детство. Оно прошло у него в деревне Щамалы. Трудолюбие родителей перешло к детям. И поэтому Геннадий Павлович с измальства не чурался никакой работы. Вечерами после  работы на колхозных полях и огородах он вместе с другими сверстниками - пацанами ходил смотреть за околицу  на хороводы молодежи. Постарше парни их «не приваживали», и они с некоторой долей завистью и с радостью наблюдали за их игрищами, с восхищением слушали родные напевы под гармонь. А рано утором пацаны бежали на конюшню к своим любимцам-лошадям. Какое мальчишеское сердце не трепетало от радости, когда он садился на красивого рысака, который был похож на писаного красавца из картин - наследий великих художников. Но какое же было огорчение, когда немного запоздавшему не доставалась лошадь…

    Яркими красками встает перед глазами Геннадия Павловича незабываемая июльская сенокосная пора. На две, а иногда на три недели селяне уходили на луга на сенокошение. Взрослые заранее строили шалаши – укрытия от неожиданного дождя и палящего солнца. И пока не заканчивалась косьба, жили в них. Спозаранку поднимались косари (ведь говорили же, коси, коса, пока роса) и, вставая друг за другом (как стая журавлей), широко и с удалью начинали размахивать острыми косами. А мальчишки с девчонками тут как тук. И такой мелодичный звук разносился  далеко за горизонт.

   После ударного труда уже поздно вечером, искупавшись в речке, не знающая усталость молодежь собиралась на свои хороводы. Ох, уж эти хороводные песни! Сколько в них самобытности, истинной народности, исходящей из глубин веков. Их певучесть и своеобразный колорит затрагивали в юной душе будущего музыканта самые тончайшие струны. Все это запечатлевалось в памяти и в дальнейшем сыграло большую роль в выборе им профессии, и в его профессии, и в его становлении как музыканта.

Вместе с другом, Борисом Хомским, кстати, умеющим прекрасно играть на гармони, они были активными участниками художественной самодеятельности.

А сейчас Геннадий огромное спасибо говорит руководителю по музыке Алексею Петровичу Петрову. И среди своих он находил единомышленников: дядя, Константин Иванович Сидоров, заливисто играл на гармошке. Наблюдавший и знающий истинные стремления юноши тогдашний директор Нижерской восьмилетней школы Василий Алексеевич Вечеркин,  шутя говорит: «А ты попробуй, Гена, так: привяжи свои пальцы к дядиным, и они у тебя станут послушными. И научишься так же хорошо играть, как он».

Как раз перед выпускными экзаменами в школу приехал корреспондент из Приволжского военного округа. И все мальчишки захотели пойти учиться на военного. Вместе с другом Борисом они тоже поехали и сдали экзамены в Саратовское высшее командное училище. Но вскоре поняли, что военная служба не та стихия, которая нужна им. Их притягивала своими чарами Богиня Муза. В это время было напечатано объявление об открытии в педагогическом институте им. И.Я.Яковлева нового факультета – музыкального. И опять Гена со своим закадычным другом Борей  решили испытать судьбу.

После успешной сдачи экзаменов друзья оказались студентами вновь открытого факультета. Это было в 1961 году. Многие поступившие сюда учиться были выпускниками культпросветучилища, им было легче учиться. А Геннадию, за плечами которого лишь школьные годы, приходилось многие ночи напролет просиживать за учебниками и постигать азы этого вида искусства. Результат был налицо: к концу четвертого курса он догнал, а многих и обогнал по знанию музыки. В 1968 году на музыкальном факультете состоялся первый выпуск.  Первые «ласточки», получившие высшее музыкальное образование, окрепшие и уверенные, готовые к самостоятельной творческой деятельности, разлетелись в разные уголки Родины.

Геннадий Павлович приехал в Мариинско-Посадскую детскую музыкальную школу. Педагогическая стезя целиком его околдовала. Знание детской психологии, постоянные и упорные индивидуальные занятия с каждым учеником помогли ему добиться успехов. Сейчас, перелистывая годы своего становления как истинного музыканта, Г.Раков говорит: «С 1972 года нашу школу закончило более 200 детей. Одна треть из них свою профессию связала с музыкой. И это нас, педагогов-музыкантов, весьма радует. Но если даже они выберут себе другую стихию, они все равно будут людьми добрыми, душевными, воспитанными. Никогда себе не позволят грубости и нахальства. Некоторые из наших выпускников, получив высшее музыкальное образование, возвращаются в родную школу преподавателями. В их числе хочется назвать М.В.Березину, Н.В.Георгиеву, Е.В.Андрееву. Другая наша бывшая ученица сейчас руководит художественной самодеятельностью в Мариинско-Посадском РДК. Это Н.К.Сандалова. В республике Марий Эл трудится А.А.Федоров. Он руководит оркестром народных инструментов».

Но, как говорят, труден и тернист  путь науки. Нелегко овладевать мастерством музыканта, если нет стремления достичь большого, кропотливого труда. Если же говорить словами Геннадия Павловича:  «Нужно много терпения и умения. Все это в итоге окупится сторицей. Наблюдая за игрой на инструментах своих учеников, радуешься плодами своего труда. Чувствуешь себя душевно удовлетворенным. В работе с детьми незаметно летит время, но все же рядом с ним всегда чувствуешь молодым»

В 1990 году  Г. Ракова родной коллектив выдвинул работать директором  детской  музыкальной школы. И он сам почувствовал, что, будучи руководителем,  может сделать больше. Если сказать о коллективе педагогов, то – это сплоченное, трудоспособное ядро, умеющее добиться успехов, состоит из десяти человек. Все педагоги – увлеченные музыкой и готовые делиться своими знаниями.

- Трудностей в работе не мало, -  признается Геннадий Павлович. – В основном они связаны с материальными проблемами. Не хватает музыкальных инструментов. Часто самому приходится их настраивать. Но я оптимизма не теряю. С удвоенной энергией берусь за разрешением этих проблем.

   Детская музыкальная школа – своеобразная лаборатория. Здесь часто проводятся различные конкурсы. Три года подряд юные музыканты участвовали в конкурсе имени А.Н.Тогаева. Сначала среди воспитанников школы, затем – в районном масштабе, где кроме них приняли участие воспитанники Октябрьской и городской школ искусств. В этом году прошел первый районный исторический конкурс, где участвовали педагоги школы. Он показал, что у преподавателей мастерство в этом виде искусства на высоком уровне. Недавно стали дипломантами конкурса «Салют,Победа!».

  Вот уже три года, как Геннадий Павлович организовал и руководит ансамблем «Шевле» - первым чувашским хором в городе. Мечта его: дать новый приток свежего воздуха старинным чувашским песням, которые всегда нравились ему своей лиричностью, мелодичностью и народностью. Снять некоторую притесненность родного языка и дать ему большой простор в мире искусства.

   С супругой Розой Николаевной они воспитали двоих сыновей. Отец свою любовь к музыке сумел передать и им. Старший(Сергей) после девяти лет учебы в музыкальной школе закончил высшее учебное заведение по этой же специальности. Поработал в хоровой капелле «Классика», а сейчас служит в армии и руководит духовым оркестром.  Младший, Михаил, хотя и с удовольствием обучался в музыке, но архитектура и дизайн перетянула его. (Ведь он еще с детства любил «строить» дома и здания). Поступил на строительный факультет Чувашского государственного университета. А супруга целиком и полностью, разделяющая интересы и увлечения мужа, вскоре стала активной участницей чувашского хора. Недавно этот коллектив удачно выступил на вновь возрожденной ярмарке в Ковалях, что в Урмарском районе.

   Но что же нужно, чтобы понять музыку? Какие органы чувств? Слух и голос – вы скажете. После беседы с директором детской музыкальной школы Г.П.Раковым я решила, что этого недостаточно. Чтобы понять сущность музыки, наверное, нужно какое-то особое чутье, которое умеет различать не только высоту и тембр голоса, но и что-то большее. Сколько оттенков цветной палитры содержит в себе жемчужная капля росы, такая же богатая должна быть душа человека, желающая постичь азы этого вида искусства. Чтобы «зерна-знания», брошенные в эту плодородную почву», дали дружные всходы и обильный урожай.

И хочется завершить рассказ об этом удивительном человеке его же словами: «Музыка – это гармония природы и полет души. Попадешь в ее плен, и не захочешь выйти оттуда. А кто нечаянно выпадет, тот не поймет истинной красоты»…



"Наше слово" ( Мариинско-Посадская районная газета)
02 июля 1996
00:00
Поделиться