Положение об организации в администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)
Приложение
к распоряжению ________
от 14.02.2019
Положение
об организации в администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)
- Общие положения
- Положение об организации в администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) (далее - Положение) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности в администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.
- Для целей Положения используются понятия, задачи и принципы рекомендованные методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р.
- Организация антимонопольного комплаенса
- Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется главой администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение служащими администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики правил антимонопольного комплаенса;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
д) утверждает карту комплаенс-рисков администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики;
е) утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
ж) утверждает план мероприятий («дорожную карту») по снижению комплаенс-рисков в администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики;
з) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый Коллегиальным органом.
- Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются между структурными подразделениями администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики: отделом юридической службы, отделом организационной работы и отделом экономики и имущественных отношений.
- К компетенции отдела юридической службы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
а) подготовка и представление главе администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на утверждение правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
в) консультирование служащих администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
г) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
д) инициирование проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности гражданских служащих требованиям антимонопольного законодательства и участие в них в порядке, установленном действующим законодательством и приказами администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики;
е) информирование главы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
ж) подготовка и внесение на утверждение главы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики карты комплаенс-рисков администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
з) определение и внесение на утверждение главы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
и) подготовка и внесение на утверждение главе администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
к) подготовка для подписания главой администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и утверждения Коллегиальным органом проекта отчета (информации) об антимонопольном комплаенсе;
л) организация совместно с отделом организационной работы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики систематического обучения работников администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
- К компетенции отдела организационной работы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
а) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, разработка предложений по их исключению;
б) проведение проверок в случаях, предусмотренных пунктом 28 Положения;
в) информирование главы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
г) ознакомление гражданина Российской Федерации с Положением при поступлении на муниципальную службу в администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
д) организация совместно с отделом юридической службы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики систематического обучения работников требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
- К компетенции отдела экономики и имущественных отношений администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
а) координация взаимодействия с Коллегиальным органом, а также функции по обеспечению работы Коллегиального органа;
б) информирование главы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
10.Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса (далее - Коллегиальный орган), возлагаются на Общественный совет при администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.
- К функциям Коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
III. Выявление и оценка рисков нарушения в администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)
- Выявление и оценка комплаенс-рисков в администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики проводится отделом юридической службы.
- В целях выявления комплаенс-рисков отделом юридической службы. в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, проводятся:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики за 3 года;
б) анализ нормативных правовых актов администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики также правовых актов, направленных на регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции, предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и адресованных неопределенному кругу лиц, которые могут иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства (публичные заявления, письма, консультации и т.д.);
в) анализ проектов нормативных правовых актов администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
г) мониторинг и анализ практики применения администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики антимонопольного законодательства;
д) систематическая оценка эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
- При проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 13 Положения, отдел юридической службы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики осуществляет сбор сведений в структурных подразделениях и подведомственных бюджетных и казенных учреждениях администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.
- В целях реализации положений, установленных настоящим разделом Положения, в подведомственном бюджетном и казенном учреждении администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики руководителем подведомственного бюджетного и казенного учреждения администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики назначается уполномоченное должностное лицо уровня не ниже заместителя руководителя (заместителя руководителя - начальника отдела).
- Уполномоченное должностное лицо подведомственного бюджетного и казенного учреждения администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики обеспечивает (в отношении соответствующего территориального органа) подготовку:
а) аналитической справки, содержащую результаты анализа информации по вопросам, указанным в пункте 13 Положения;
б) предложений в карту комплаенс-рисков администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в соответствии с требованиями, установленными разделом IV Положения;
в) предложений в план мероприятий в соответствии с требованиями, установленными разделом V Положения.
- Руководитель подведомственного бюджетного и казенного учреждения обеспечивает представление в отдел юридической службы документов, указанных в пункте 16 Положения, в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
- Руководитель подведомственного бюджетного и казенного учреждения обеспечивает обсуждение документов, указанных в пункте 16 Положения, на Общественном совете администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, не реже одного раза в год.
- На основе анализа, проведенного в соответствии с пунктом 13 Положения, и сведений, представленных руководителями подведомственных бюджетных и казенных учреждений в соответствии с пунктами16, 17 Положения, отдел юридической службы в срок не позднее 20 января года, следующего за отчетным, готовит:
а) аналитическую справку, содержащую результаты проведенного анализа;
б) проект карты комплаенс-рисков администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, подготовленной в соответствии с требованиями, установленными разделом IV Положения;
в) проект ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в разработанных в соответствии с требованиями, установленными разделом VI Положения;
г) проект доклада об антимонопольном комплаенсе, подготовленный в соответствии с требованиями, установленными разделом VIII Положения.
- При проведении (не реже одного раза в год) отделом юридической службы анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства реализуются мероприятия:
а) сбор в структурных подразделениях администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и подведомственных бюджетных и казенных учреждениях сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, который содержит классифицированные по сферам деятельности подведомственных бюджетных и казенных учреждений сведения о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, сведения о мерах по устранению нарушения, сведения о мерах, направленных на недопущение повторения нарушения.
- При проведении отделом юридической службы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики анализа нормативных правовых актов реализуются мероприятия:
а) разработка исчерпывающего перечня нормативных правовых актов (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, который размещается на официальном сайте ФАС России (в срок не позднее апреля отчетного года);
б) размещение на официальном сайте администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в срок не позднее апреля отчетного года);
в) сбор и анализ представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в период с апреля по август отчетного года);
г) представление главе администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты (в срок не позднее сентября отчетного года).
- При проведении анализа проектов нормативных правовых актов отделом юридической службы реализуются мероприятия (в течение отчетного года):
а) размещение на официальном сайте администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» приравнивается к такому размещению) проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) сбор и оценка поступивших замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта.
- При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики отдел юридической службы реализуются мероприятия:
а) сбор на постоянной основе сведений о правоприменительной практике в ФАС России (в части касающейся);
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом «а» настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в ФАС России (в части касающейся).
- В рамках проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 23 Положения, отделом юридической службы подготавливаются:
а) ежеквартальная информация о рассмотрении жалоб, решений и предписаний территориальных органов ФАС России по делам о нарушении антимонопольного законодательства (при наличии);
б) ежегодная информация о судебной практике по антимонопольным делам (при наличии).
- Выявленные комплаенс-риски отражаются отделом юридической службы в карте комплаенс-рисков согласно разделу IV Положения.
- Выявление комплаенс-рисков и присвоение каждому комплаенс-риску соответствующего уровня риска осуществляется отделом юридической службы по результатам оценки комплаенс-рисков, включающей в себя этапы: идентификации комплаенс-риска, анализа комплаенс-риска и сравнительной оценки комплаенс-риска.
- Распределение выявленных комплаенс-рисков по уровням осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р.
- В случае, если в ходе выявления и оценки комплаенс-рисков, отделом юридической службы обнаруживаются признаки коррупционных рисков, наличия конфликта интересов либо нарушения правил служебного поведения при осуществлении гражданскими служащими контрольно-надзорных функций, указанные материалы подлежат передаче в отдел организационной работы. Обеспечение мер по минимизации коррупционных рисков в таких случаях осуществляется в порядке, установленным внутренними документами.
- Выявленные комплаенс-риски отражаются в карте комплаенс-рисков администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в порядке убывания уровня комплаенс-рисков.
- Информация о проведении выявления и оценки комплаенс-рисков включается в отчет (информацию) об антимонопольном комплаенсе.
- Карта комплаенс-рисков
- В карту комплаенс-рисков включаются:
- выявленные риски (их описание);
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков.
- Карта комплаенс-рисков утверждается главой администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и размещается на официальном сайте администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее 15 февраля отчетного года.
- План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков
- В целях снижения комплаенс-рисков отделом юридической службы ежегодно разрабатывается план мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков. План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков подлежит пересмотру в случае внесения изменений в карту комплаенс-рисков.
- План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков должен содержать в разрезе каждого комплаенс-риска (согласно карте комплаенс-рисков конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.
В плане мероприятий («дорожной карте») по снижению комплаенс-рисков в обязательном порядке должны быть указаны:
- общие меры по минимизации и устранению рисков (согласно карте комплаенс-рисков;
- описание конкретных действий (мероприятий), направленных минимизацию и устранение комплаенс-рисков;
- ответственное лицо (должностное лицо, структурное подразделение);
- срок исполнения мероприятия.
При необходимости в плане мероприятий («дорожной карте») по снижению комплаенс-рисков могут быть указаны дополнительные сведения:
- необходимые ресурсы;
- календарный план (для многоэтапного мероприятия);
- показатели выполнения мероприятия, критерии качества работы;
- требования к обмену информацией и мониторингу;
- прочие.
- План мероприятий («дорожная карта») по снижению комплаенс-рисков утверждается главой в срок не позднее 20 декабря года, предшествующему году, на который планируются мероприятия. Утверждение плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков обеспечивает отдел юридической службы.
- Отделом юридической службы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения мероприятий плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков.
- Информация об исполнении плана мероприятий («дорожной карты») по снижению комплаенс-рисков подлежит включению в отчет (информацию) об антимонопольном комплаенсе.
- Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса
- Установление и оценка достижения ключевых показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которой происходит оценка качества работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками в течение отчетного периода. Под отчетным периодом понимается календарный год.
- Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса устанавливаются как для отдела юридической службы, отдела организационной работы, отдела экономики и имущественных отношений, так и для администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в целом.
- Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками. Такие количественные значения (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях (единицы, штуки), так и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).
- Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются отделом юридической службы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и утверждаются главой администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на отчетный год ежегодно в срок не позднее 15 февраля отчетного года.
- Отдел юридической службы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VII. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
43.Оценка эффективности организации и функционирования в администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики антимонопольного комплаенса осуществляется Коллегиальным органом по результатам рассмотрения отчета (информации) об антимонопольном комплаенсе.
- При оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса Коллегиальный орган использует материалы, содержащиеся в отчете (информации) об антимонопольном комплаенсе, а также:
а) карту комплаенс-рисков, утвержденную главой администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на отчетный период;
б) ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса, утвержденные на отчетный период;
в) план мероприятий («дорожную карту») по снижению комплаенс-рисков, утвержденный главой администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на отчетный период.
VIII. Отчет (информация) об антимонопольном комплаенсе
45.Проект отчета(информации) об антимонопольном комплаенсе представляется отделом юридической службы на подпись главе администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, а подписанный проект отчета (информации) представляется на утверждение Коллегиальному органу ежегодно в следующем порядке и сроки.
Проект отчета (информации) об антимонопольном комплаенсе представляется отделом юридической службы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики не позднее 15 января года, следующего за отчетным.
Отдел юридической службы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики обеспечивает подписание проекта отчета (информации) главой администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в срок не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
Отдел экономики и имущественных отношений обеспечивает представление подписанного главой администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики отчета (информации) в Коллегиальный орган в течение недели с момента его подписания.
- Коллегиальный орган утверждает отчет (информацию) об антимонопольном комплаенсе в срок не позднее 1февраля года, следующего за отчетным.
- Отчет (информация) об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
а) информацию о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков;
б) информацию об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков;
в) информацию о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
- Отчет (информация) об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Коллегиальным органом, размещается на официальном сайте администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 календарных дней с момента его утверждения.
- Ознакомление служащих администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики с антимонопольным комплаенсом. Проведение обучения требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
- При поступлении на муниципальную службу в администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики специалист отдела организационной работы обеспечивает ознакомление гражданина Российской Федерации с настоящим Положением.
- Отдел юридической службы совместно с отделом организационной работы и отделом экономики и имущественных отношений администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики организует систематическое обучение работников требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
- вводный (первичный) инструктаж;
- целевой (внеплановый) инструктаж;
- иные обучающие мероприятия, предусмотренные внутренними документами.
- Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и Положением проводятся при приеме работников на работу.
Вводный (первичный) инструктаж осуществляется в рамках ежеквартальных семинаров для вновь принятых сотрудников.
- Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, правового акта об антимонопольном комплаенсе, а также в случае реализации комплаенс-рисков в деятельности.
Целевой (внеплановый) инструктаж может осуществляться в форме доведения до заинтересованных структурных подразделений администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики информационных сообщений, селекторных совещаний с участием территориальных органов ФАС России.
- Информация о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в отчет (информацию) об антимонопольном комплаенсе.
- Ответственность
- Отдел юридической службы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, отдел организационной работы, отдел экономики и имущественных отношений администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики несут ответственность за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в администрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Служащие администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение внутренних документов, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса.