Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

Регламент Мариинско-Посадской территориальной избирательной комиссии

Утвержден

решением Мариинско-Посадской территориальной избирательной комиссии «30»января 2018г. №_22/129_

РЕГЛАМЕНТ

Мариинско-Посадской  территориальной

избирательной комиссии

Общие положения

Настоящий Регламент является нормативным правовым актом Мариинско-Посадской территориальной избирательной комиссии (далее комиссии), устанавливающим порядок деятельности, основные правила и процедуры работы избирательной комиссии, который должен соблюдаться всеми членами этого коллегиального органа.

Регламент Мариинско-Посадской территориальной избирательной комиссии, изменения и дополнения к нему принимаются ее решением.

Статья 1.

Комиссия - коллегиальный орган, осуществляющий свои полномочия на территории Мариинско-Посадского района в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законами Чувашской Республики, собственными решениями и настоящим Регламентом.

Комиссия состоит из 9 членов с правом решающего голоса, которые назначаются Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики в соответствии с действующим законодательством сроком на пять лет.

Деятельность комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного, открытого обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию.

Заседания избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Дата и время проведения первого заседания комиссии определяется председателем комиссии, а затем об этом информируются члены комиссии с правом решающего голоса, а также вышестоящая избирательная комиссия. Открывает и ведет первое заседание комиссии ее председатель.

Решения и акты, принятые в пределах компетенции комиссии, обязательны для государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей.

Комиссия имеет гербовую печать со своим наименованием.

Место постоянного пребывания комиссии - город Мариинский Посад, ул. Николаева, д.47, каб.202. Заседания комиссии проводятся по месту ее пребывания. Комиссия вправе принять решение о проведении выездного заседания.

Раздел 1. Структура Мариинско-Посадской территориальной избирательной комиссии.

Председатель, заместитель председателя и секретарь Маринско-Посадской территориальной избирательной комиссии.

Статья 2.

Председатель комиссии назначается на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождается от должности постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики.

При появлении оснований для досрочного освобождения (прекращения полномочий) председателя комиссии от своих обязанностей территориальная комиссия незамедлительно обращается с предложением в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики о назначении нового члена комиссии.

Статья 3.

Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.

После открытия заседания члены комиссии открытым голосованием утверждают повестку дня. Затем, также открытым голосованием членов комиссии, формируется счетная комиссия в составе двух-трех членов комиссии. Члены счетной комиссии избирают председателя счетной комиссии.

Тайное голосование по избранию заместителя председателя и секретаря комиссии проводится по каждой должности отдельно. До голосования члены комиссии выдвигают кандидатов на эти должности. Кандидаты, давшие согласие баллотироваться на соответствующую должность, могут обсуждаться. В ходе обсуждения члены комиссии вправе задавать кандидату вопросы и получать на них ответы.

Члены комиссии, выдвинутые кандидатами на выборную должность, вправе заявить об отводе своей кандидатуре. Самоотвод не подлежит обсуждению и принимается комиссией.

Если член счетной комиссии включен в число кандидатов на выборную должность, избирательная комиссия выводит его из состава счетной комиссии и избирает нового.

Избирательная комиссия по предложению счетной комиссии открытым голосованием утверждает текст бюллетеня для голосования по выборам на соответствующую выборную должность, количество бюллетеней и, при необходимости, время голосования. Если на выборную должность выдвинуты два и более кандидатов, то фамилии, имена и отчества кандидатов помещаются в бюллетене для голосования в алфавитном порядке. Справа от фамилии, имени и отчества кандидата помещается пустой квадрат. После фамилии (фамилий) кандидата (кандидатов) помещается строка «Против кандидата (всех кандидатов)», справа от которой помещается пустой квадрат. Счетная комиссия изготавливает установленное количество бюллетеней, после чего председатель счетной комиссии выдает каждому члену комиссии под расписку бюллетень, в правом верхнем углу

которого в присутствии членов избирательной комиссии расписываются члены счетной комиссии.

Заполняя бюллетень, член избирательной комиссии ставит любой знак в пустом квадрате напротив фамилии, имени и отчества того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате напротив строки «Против кандидата (всех кандидатов)», после чего опускает заполненный бюллетень в предварительно опечатанный ящик для голосования. После того, как проголосовали все присутствующие на заседании члены комиссии, либо после завершения предварительно установленного времени голосования, председатель счетной комиссии объявляет голосование законченным и в присутствии членов комиссии подсчитывает и погашает неиспользованные бюллетени.

Счетная комиссия в присутствии членов избирательной комиссии вскрывает ящик для голосования и проверяет действительность бюллетеней. Бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление голосовавшего, признаются счетной комиссией недействительными. Затем устанавливается общее количество находящихся в ящике для голосования действительных бюллетеней, и подсчитывается число голосов, полученных кандидатом (каждым кандидатом) на соответствующую выборную должность.

По итогам подсчета голосов счетная комиссия составляет протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие данные:

  • наименование должности, на которую проводится избрание;
  • дата, время и место проведения голосования;
  • фамилия, имя и отчество кандидата (кандидатов), внесенных в бюллетени;
  • число изготовленных бюллетеней;
  • число выданных бюллетеней;
  • число погашенных бюллетеней;
  • число бюллетеней, обнаруженных в ящике для голосования;
  • число действительных бюллетеней;
  • число недействительных бюллетеней;
  • число голосов, поданных за кандидата (каждого кандидата, если в бюллетень включены два и более кандидатов);
  • число голосов, поданных за кандидата (каждого кандидата, если в бюллетень включены два и более кандидатов);

- число голосов, поданных против кандидата (всех кандидатов).
Избранным на соответствующую выборную должность, согласно пункту 13

статьи 28 Федерального закона, считается кандидат-член комиссии, за которого подано более половины голосов от установленного числа' членов комиссии с правом решающего голоса.

По итогам голосования избирательная комиссия на основании протокола об итогах голосования, составленного счетной комиссией, принимает одно из следующих решений:

  • об избрании на соответствующую выборную должность члена комиссии, получившего необходимое число голосов;
  • о проведение новых выборов, начиная с выдвижения кандидатур, если ни один из кандидатов - членов комиссии не получил необходимого для избрания числа голосов.

После завершения выборов на соответствующую выборную должность в таком же порядке проводятся выборы на другую выборную должность.

После утверждения протокола об итогах голосования по выборам на каждую выборную должность соответствующие бюллетени (действительные, недействительные, погашенные) помещаются в конверты, которые заклеиваются, опечатываются печатью ТИК и приобщаются к протоколу заседания комиссии. На конвертах делается надпись о наименовании соответствующих выборов и указывается суммарное количество всех бюллетеней, находящихся в конверте. К этому же протоколу приобщаются протоколы счетной комиссии о результатах выборов.

Статья 4. Председатель комиссии:

  • представляет комиссию во взаимоотношениях с Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики, органами местного самоуправления и нижестоящими комиссиями, политическими партиями и общественными объединениями, средствами массовой информации;
  • организует работу комиссии;
  • созывает заседания комиссии и председательствует на них;
  • подписывает решения комиссии;
  • осуществляет контроль за реализацией решений комиссии;
  • дает поручения заместителю председателя, секретарю и членам комиссии;
  • является распорядителем финансовых средств, выделяемых комиссии на проведение выборных кампаний, повышение правовой культуры молодежи, участников избирательного процесса;
  • организует материально-техническое обеспечение деятельности комиссии;
  • в период подготовки и проведения выборов координирует работу ГАС «Выборы»;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Регламентом.

Статья 5. Заместитель председателя комиссии:

  • осуществляет полномочия председателя комиссии в случае его отсутствия или невозможности выполнения им своих обязанностей;
  • координирует работу и осуществляет контроль за соблюдением участниками избирательных кампаний порядка и правил ведения предвыборной агитации;

организует работу по контролю за финансированием избирательной кампании кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, целевого использования бюджетных средств, выделенных нижестоящим избирательным комиссиям;

  • возглавляет рабочую группу территориальной комиссии по правовым и судебным спорам и представляет интересы комиссии в судах общей юрисдикции;
  • организует работу по контролю за соблюдением законодательства в работе нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдумов;
  • организует взаимодействие с правоохранительными органами, политическими партиями, общественными объединениями и средствами массовой информации;
  • принимает участие в разработке перспективных и текущих планов работы комиссии;
  • выполняет поручения председателя комиссии;
  • дает поручения членам комиссии в пределах своих полномочий;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Регламентом.

Статья 6. Секретарь комиссии:

  • организует ведение делопроизводства комиссии;
  • организует и обеспечивает подготовку заседаний, семинаров и совещаний комиссии, вносимых на их рассмотрение материалов;
  • подписывает решения комиссии, протоколы и выписки из протоколов заседаний комиссии;
  • организует планирование деятельности комиссии, контролирует ход выполнения планов ее работы;
  • обеспечивает доведение решений и иных материалов комиссии до сведения членов комиссии, нижестоящих избирательных комиссий, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, политических партий и общественных объединений, а также обеспечивает средства массовой информации информацией о состоявшемся заседании комиссии;
  • осуществляет прием документов для регистрации и организует работу по их исполнению;
  • организует работу по контролю за соблюдением нормативов технологического оборудования участковых избирательных комиссий;
  • координирует работу по разработке и изготовлению (включая степень защищенности) избирательных документов, документов референдумов;
  • организует информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдумов, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах и др.;
  • ведет учет рабочего времени членов территориальной избирательной комиссии;
  • осуществляет контроль и проверку исполнения принятых комиссией решений, информирует комиссию о ходе их выполнения;
  • отвечает за организацию приема граждан и рассмотрения обращений, поступающих в комиссию;
  • обеспечивает контроль за своевременным оформлением и сохранностью документов избирательных комиссий, комиссий референдумов, передачу их в архив для дальнейшего хранения, своевременное уничтожение документов, утративших практическую ценность;
  • выполняет поручения председателя комиссии;
  • дает поручения членам комиссии в пределах своих полномочий;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Регламентом.

Статья 7.

Заместитель председателя, секретарь комиссии могут быть досрочно освобождены от занимаемых должностей на основании решений комиссии, принимаемых большинством голосов от установленного числа членов комиссии

при тайном голосовании (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению).

Решения об освобождении от должностей заместителя председателя, секретаря комиссии оформляются решениями комиссии.

В случае досрочного освобождения от должностей заместителя председателя, секретаря комиссии временное исполнение их обязанностей может быть возложено на других членов комиссии с правом решающего голоса. Новые выборы по вышеназванным кандидатурам проводятся не позднее чем через 7 дней со дня их освобождения в порядке, установленном настоящим Регламентом.

Раздел 2. Члены Мариинско-Посадской  территориальной избирательной комиссии

Статья 8.

Члены комиссии с правом решающего голоса на основании решений и планов комиссии по поручению председателя комиссии организуют конкретные мероприятия по направлениям ее деятельности.

Распределение  обязанностей  по  направлениям деятельности Комиссии и иных обязанностей членов комиссии с правом решающего голоса осуществляются на заседании комиссии и оформляются ее решением.

Статья 9.

Члены комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса вправе:

  • принимать участие в подготовке заседаний комиссии;
  • заблаговременно получать извещения о заседаниях комиссии;
  • выступать на заседаниях комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
  • задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

-   знакомиться в помещении комиссии с документами и материалами
территориальной и нижестоящих комиссий, непосредственно связанными с
выборами, референдумом;

  • присутствовать на любых совещаниях, проводимых комиссией;
  • вносить предложения о привлечении специалистов к экспертной, аналитической и иной работе, связанной с деятельностью комиссии;
  • входить в состав рабочих групп комиссии, образованных в соответствии с законодательством ее решением, по отдельным вопросам деятельности.

Статья 10. Член комиссии с правом решающего голоса обязан:

  • присутствовать на всех заседаниях комиссии;
  • принимать участие в голосовании по вопросам, включенным в повестку дня;
  • обеспечивать выполнение принятых комиссией решений;
  • заблаговременно (не позднее, чем за 1 день до заседания) информировать секретаря комиссии о невозможности присутствовать на заседании комиссии по уважительной причине;

-    выполнять поручения комиссии, председателя комиссии, а также
заместителя председателя, секретаря, данные в пределах их компетенции, и
информировать об их выполнении в установленный срок;

- незамедлительно информировать комиссию о наступлении обстоятельств,
несовместимых со статусом члена комиссии с правом решающего голоса,
изменением места работы (службы), занимаемой должности, адреса места
жительства, служебных и домашних номеров телефонов.

Статья 11.

В случае систематического неисполнения членом комиссии с правом решающего голоса своих обязанностей на заседании комиссии может быть поставлен вопрос о досрочном прекращении его полномочий. Решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии принимается большинством голосов от установленного числа членов комиссии открытым голосованием и направляется в суд для признания члена комиссии систематически не выполняющим свои обязанности.

Статья 12.

Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются досрочно в случае:

  • подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
  • утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;
  • вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда, либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
  • признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;

-    смерти члена комиссии;

- признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу,
систематически не выполняющим свои обязанности;

Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования комиссии в соответствии со статьей 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Статья 13.

Назначение нового члена комиссии вместо выбывшего' регулируется пунктом 11 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Статья 14.

Член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Чувашской Республики правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, которые в указанный период проводит комиссия, за исключением прав,  указанных  в  пункту  22  статьи  29  Федерального закона «Об  основных

гарантиях   избирательных   прав   и   права   на  участие   в   референдуме   граждан Российской Федерации».

Член комиссии с правом совещательного голоса по решению председателя или комиссии может с его согласия привлекаться к подготовке вопросов, входящих в компетенцию комиссии.

Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса, назначенного кандидатом, который был избран, или политической партией, избирательным блоком, выдвинувшими списки кандидатов, которые были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Государственном Совете Чувашской Республики продолжаются до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность. Полномочия остальных членов комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования результатов выборов, проводимых на соответствующей территории.

Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначившего данного члена комиссии, и переданы другому лицу.

Статья 15. Гарантии деятельности членов комиссии.

Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума.

За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы.

Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.

Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий не может быть уволен с работы по инициативе работодателя или без его согласия переведён на другую работу.

Раздел 3. Порядок проведения заседаний территориальной избирательной комиссии

Статья 16.

Комиссия собирается на свое первое заседание не позднее, чем на десятый день после принятия решения Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики о формировании комиссии. При этом в состав комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов комиссии от установленного состава.

Статья 17. Первое заседание комиссии открывает и ведет председатель комиссии, назначенный Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики.

На первом заседании комиссии:

- председатель комиссии представляет членов комиссии с правом решающего
голоса, назначенных в соответствии с Федеральным законом «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации» Центральной избирательной комиссией Чувашской
Республики;

-  проводятся выборы заместителя председателя и секретаря комиссии в
порядке, установленном настоящим Регламентом;

- распределяются обязанности между членами комиссии.
Статья 18.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Статья 19.

Комиссия вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в её компетенцию.

Статья 20.

Исключительно на заседаниях комиссии решаются вопросы:

-  избрания на должности либо освобождения от должности заместителя
председателя и секретаря комиссии, внесения предложений по кандидатурам на
указанные должности;

- формирования составов нижестоящих избирательных комиссий, назначения
на должность либо освобождения от должности председателей нижестоящих
избирательных комиссий;

-  регистрации кандидатов (списка кандидатов) и об обращении в суд с
заявлением об отмене их регистрации (в случае исполнения комиссией полномочий
избирательной комиссии муниципального образования);

  • финансового обеспечения подготовки и проведения выборов;
  • определения итогов голосования, результатов выборов;
  • о признании выборов не состоявшимися или недействительными;
  • о проведении повторного голосования или повторных выборов;
  • отмены решений нижестоящих избирательных комиссий;
  • утверждения планов работы комиссии;
  • распределения обязанностей между членами комиссии;
  • издания в рамках своих полномочий методических материалов комиссии;
  • принятия Регламента комиссии, внесения в него изменений и дополнений;

-  утверждение положения о рабочей группе контроля за соблюдением
участниками избирательной кампании порядка и правил соблюдения
предвыборной агитации;

- иные вопросы, предусмотренные федеральными законами и законами
Чувашской Республики.

Комиссия по требованию любого ее члена обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.

Статья 21.

Заседания комиссии проводятся открыто и гласно.

На всех заседаниях комиссии, а также при осуществлении комиссией работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящей комиссии, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и к работе с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.

На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.

На заседания могут приглашаться члены участковых избирательных комиссий, представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, ученые, эксперты, специалисты для предоставления сведений, необходимых по рассматриваемым комиссией вопросам.

Статья 22.

Заседания комиссии проводятся в соответствии с планом её работы, как правило, не реже 1 раза в месяц с перерывом через каждые 1,5 часа работы.

Заседания комиссии созываются по инициативе председателя комиссии или по требованию не менее чем одной трети от установленного числа членов комиссии.

До начала заседания проводится регистрация членов комиссии, результаты которой оглашаются председательствующим перед открытием заседания.

Статья 23.

Члены комиссии извещаются секретарем комиссии о заседании комиссии, как правило, не позднее, чем за 3 дня до дня заседания. Проекты решений комиссии и другие необходимые материалы для ознакомления предоставляются членам комиссии в помещении комиссии.

Статья 24.

Председательствующий на заседании комиссии:

  • ведет заседание комиссии;
  • организует обсуждение вопросов повестки дня заседания комиссии, ставит её на голосование;

-   предоставляет слово для выступления членам комиссии в порядке
очередности поступивших заявок, а также приглашенным лицам;

-  ставит на голосование в порядке поступления все предложения членов
комиссии;

-    организует голосование и подсчет голосов, оглашает результаты
голосования;

  • обеспечивает соблюдение положений настоящего Регламента членами комиссии и приглашенными лицами;
  • может удалить из зала заседаний приглашенных лиц, мешающих работе комиссии.

Председательствующий во время выступлений членов комиссии и приглашенных лиц не вправе комментировать их высказывания, за исключением случаев отклонения темы выступлений от утвержденной повестки дня. Участвуя в открытом голосовании, председательствующий голосует последним.

Статья 25.

На заседании комиссии ведется протокол. Протокол составляется на основании записей, произведенных во время заседания, представленных тезисов докладов. Записи во время заседания, сбор материалов и подготовка текста возлагается на секретаря комиссии. Текст протокола должен быть подготовлен не позднее чем через 3 дня со дня заседания.

Протокол заседания комиссии состоит из вводной части и основной.

В вводной части указываются фамилии и инициалы председателя (председательствующего), заместителя председателя, секретаря и членов комиссии, в том числе с правом совещательного голоса, а также фамилии и инициалы приглашенных на заседание кандидатов, зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей политических партий, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп, сторонних организаций и средств массовой информации.

В случае, если на заседание приглашается большое число представителей сторонних организаций, средств массовой информации, их фамилии перечисляются в прилагаемом к протоколу списке.

Вводная часть протокола должна включать в себя также повестку дня с указанием докладчиков по каждому пункту повестки.

Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме: СЛУШАЛИ -ВЫСТУПИЛИ - РЕШИЛИ. Основное содержание докладов и выступлений помещается в тексте протокола либо прилагается к нему. Содержание особого мнения, высказанного во время обсуждения, записывается в тексте протокола после соответствующего решения. В протоколе фиксируются итоги голосования по каждому вопросу.

К протоколу заседания прилагаются подлинные экземпляры решений. Решениям комиссии присваиваются порядковые номера. Первичные документы по рассматриваемому вопросу прикладываются к решению.

Протокол заседания подписывается председателем (председательствующим) и секретарем комиссии. Принятые решения доводятся до исполнителей в виде выписок из протокола либо рассылкой решений комиссии.

Протоколам заседаний комиссии присваиваются порядковые номера в пределах календарного года.

Протокол заседания должен быть оформлен и подшит в трехдневный срок и храниться отдельно от других документов.

Статья 25.

Протокол комиссии об итогах голосования на территории и результатах выборов подписывается всеми членами комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими на заседании комиссии.

Статья 26.

Продолжительность докладов, содокладов, заключительного слова, иных выступлений на заседаниях комиссии устанавливается председательствующим по согласованию с докладчиками и содокладчиками и не должна превышать:

- для доклада -15 минут;

- для содоклада-5 минут;

- для заключительного слова- 3 минут;

- для выступления в прениях - 3 минут;

- для дачи справок, оглашения информации, заявлений и обращений - 2 минут;

- для повторного выступления (не более одного раза) - до 2 минут.

Каждый член комиссии, а также приглашенные на заседание комиссии могут выступить в прениях по каждому вопросу не более двух раз.

Статья 27.

Выступающий на заседании комиссии не вправе употреблять в речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к насильственным действиям, использовать ложную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес. В случае нарушения установленного настоящим Регламентом порядка выступающий может быть лишен слова без предупреждения. Указанным лицам слово для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.

Статья 28.

Никто не вправе выступать на заседании комиссии без разрешения председательствующего. Нарушающий это правило лишается слова без предупреждения.

Статья 29.

Для подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение комиссии, могут создаваться рабочие группы из числа членов комиссии, специалистов и экспертов.

Раздел 4. Порядок голосования на заседаниях территориальной избирательной комиссии

Статья 30.

При принятии комиссией решения член комиссии может голосовать только «за» или «против». В случае равного числа голосов «за» или «против», голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.

Статья 31.

Все решения комиссии принимаются на её заседаниях открытым или тайным голосованием.

Открытое голосование осуществляется путем поднятия руки членом комиссии с правом решающего голоса, тайное голосование - путем использования бюллетеней.

Результаты        голосования        по        всем        вопросам,        оглашенные

председательствующим, вносятся в протокол заседания комиссии.

Статья 32.

При голосовании член комиссии с правом решающего голоса имеет один голос и голосует лично. Члены комиссии с правом решающего голоса, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в трехдневный срок со дня принятия решения, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.

Статья 33.

Тайное голосование проводится в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Чувашской Республики, либо по решению комиссии, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии.

Для проведения тайного голосования и определения его результатов избирается счетная комиссия в количестве и составе, определяемом комиссией. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя комиссии и организует проведение тайного голосования. Форма и текст бюллетеня для голосования утверждаются комиссией по предложению счетной комиссии.

Каждому члену комиссии с правом решающего голоса выдается один бюллетень для тайного голосования.

В кабине для тайного голосования или в помещении, отведенном для этих целей, голосующий заполняет бюллетень, после чего опускает его в ящик для голосования, опечатанный счетной комиссией.

О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми её членами. По докладу счетной комиссии члены комиссии с правом решающего голоса принимают открытым голосованием решение об утверждении результатов тайного голосования.

Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление членов комиссии с правом решающего голоса. Дополнения, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются.

Раздел 5. Порядок принятия решений территориальной избирательной комиссии

Статья 34.

Комиссия принимает решения по вопросам, отнесенным к её ведению федеральными законами и законами Чувашской Республики, в порядке, установленном настоящим Регламентом.

Решения комиссии об избрании заместителя, секретаря комиссии, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателей нижестоящих избирательных комиссий, о регистрации кандидатов (списка кандидатов) и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации (в случае исполнения комиссией полномочий избирательной комиссии муниципального образования), по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения

выборов, об установлении итогов голосования на территории и определении результатов выборов, о признании выборов не состоявшимися и недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решений нижестоящих избирательных комиссий в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принимаются большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Решения комиссии по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

Статья 35.

При рассмотрении проекта решения комиссия заслушивает доклад члена комиссии, содоклады и проводит обсуждение проекта.

Проект решения, принятый комиссией за основу, обсуждается и голосуется в дальнейшем в целом либо по пунктам или частям.

На голосование ставятся поправки, внесенные только членами комиссии. После обсуждения и голосования поправок проект решения принимается в целом.

Статья 36.

При рассмотрении проекта решения комиссия вправе:

- принять его, либо отложить его обсуждение, или отклонить, или направить
на доработку членам комиссии, готовившим данный проект, а также привлечь к
участию в его доработке других членов комиссии;

- принять его за основу, направить на доработку и повторное рассмотрение
При   повторном   рассмотрении   в   проект   решения   вносятся   поправки,

поступившие после его первоначального рассмотрения.

Статья 37.

Принятые комиссией решения, если иное не предусмотрено законом, доводятся до сведения исполнителей и заинтересованных лиц в течение 3 дней после их принятия. Решения, подлежащие обязательной публикации, в установленные законами сроки публикуются в местных средствах массовой информации.

Раздел 5. Обеспечение деятельности территориальной избирательной комиссии

Статья 38.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица оказывают содействие комиссии в реализации её полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставляют необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивают охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставляют на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссии.

Статья 39.

Комиссия в соответствии с избирательным законодательством вправе создавать для обеспечения своей деятельности общественные органы (контрольно-ревизионную службу, рабочую группу контроля за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил соблюдения предвыборной агитации и др.), положения о которых утверждаются комиссией.

Раздел 6. Осуществление территориальной избирательной комиссией контроля за соблюдением избирательных прав граждан, проживающих на территории муниципального образования

Статья 40.

Комиссия обязана в пределах своей компетенции и в порядке, определенном федеральными законами и законами Чувашской Республики рассматривать поступившие к ним обращения о нарушении законодательства о выборах и референдуме, иных нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение выборов, референдумов, проводить проверки, принимать по ним обоснованные решения и в установленные законом сроки давать лицам, направившим обращения, письменные ответы.

Поступившие в ходе выборов в комиссию жалобы (заявления) рассматриваются членами комиссии с правом решающего голоса или рабочей группой и вносятся на рассмотрение комиссии. Рассмотрение жалоб (заявлений), а также проведение по ним, в случае необходимости, дополнительных проверок осуществляются в сроки, установленные законодательством о выборах и референдуме.

Решение комиссии по существу жалобы (заявления) принимается большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии, за исключением решений, принимаемых комиссией по вопросам, предусмотренным статьёй 34 настоящего Регламента.

По каждому обращению о нарушении законодательства о выборах ведется отдельное производство с приобщением всех имеющих значение для правильного рассмотрения обращения материалов. Для проверки обстоятельств, изложенных в обращениях, создается рабочая группа из числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Письменный ответ по обращению должен быть дан в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования. По обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, ответ дается немедленно. Срок рассмотрения обращения и направления ответа может быть продлен до десяти дней, если обстоятельства, изложенные в этом обращении, требуют дополнительные проверки.

В случае принятия к рассмотрению судом жалобы, аналогичной обращению в комиссию, от того же лица, комиссия приостанавливает рассмотрение обращения.

Вынесение судом решения по существу жалобы является основанием для прекращения производства по аналогичному обращению в комиссию.

Статья 41.

Комиссия осуществляет проверку деятельности нижестоящих избирательных комиссий по вопросам, входящим в компетенцию комиссии, а также при рассмотрении жалоб и заявления на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, нарушающих избирательные права граждан.

По решению комиссии к изучению данных вопросов могут привлекаться члены комиссии, члены нижестоящих избирательных комиссий, соответствующие специалисты.

Комиссия обязана, проверив указанное обращение, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б)   отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать
незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;

в)   отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать
незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно
рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное
действие).

Комиссия вправе также направлять материалы проверки обращений в правоохранительные и иные государственные органы, органы местного самоуправления для принятия соответствующих мер реагирования.

Статья 42.

В целях осуществления эффективного контроля за соблюдением избирательных прав граждан, а также для обобщения практики проведения выборов, комиссия может запрашивать от нижестоящих избирательных комиссий, избирательных объединений (блоков), государственных органов и органов местного самоуправления необходимую информацию по всем вопросам, связанным с реализацией федерального и республиканского законодательства о выборах.

Раздел 7. Заключительные положения

Статья 43.

Регламент комиссии, изменения и дополнения к нему принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии.

Статья 44.

Предложения об изменении и дополнении Регламента комиссии рассматриваются на заседании комиссии в первоочередном порядке.

Статья 45.

Регламент комиссии вступает в силу со дня его принятия.