Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

Прокуратура предупреждает граждан об основных способах телефонного и «Интернет» мошенничества

Мошенничество – это завладение чужим имуществом путем обмана. Обворовать человека удается благодаря доверчивости пострадавшего. Развитие сотовой связи, в каком-то смысле, сыграло на руку мошенникам. Данный способ хищения стал одним из самых массовых видов преступных действий. А вот расследование его осложнено тем, что преступник может действовать на расстоянии.

Граждане проявляют крайнюю неосторожность и доверчивость при совершении сомнительно «выгодных» сделок в сети «Интернет», не проверяя информацию, полученную по телефону от неизвестных лиц, переводят им значительные суммы денег, под разными предлогами сообщают незнакомцам номера счетов и пин-коды банковских крат, лично предоставляя мошенникам доступ к своим финансам.

В ОМВД России по Мариинско-Посадскому району поступило заявление жителя город Мариинский Посад о том, что неустановленное лицо, путем обмана и злоупотреблением доверием, посредством общения с абонентского номера, представляясь сотрудником  Банка под предлогом образования задолженности по кредиту, завладело деньгами в сумме 100 000 рублей, которые мужчина перевел со своей банковской карты на Яндекс-деньги мошенника.

Способы мошенничества могут быть следующими:

- преступники звонят гражданам, представляясь сотрудниками правоохранительных органов, и сообщают, что их близкие родственники задержаны за совершение преступления, либо попали в ДТП и т.п. Одновременно предлагают решить проблему путем передачи определенной суммы денег курьеру либо перечислить денег через терминал.

- преступники, выдавая себя за сотрудников правоохранительных или государственных органов, приглашают под вымышленными предлогами (дачи объяснений, написания или подписания каких-либо документов) явиться в учреждение при этом, как бы невзначай, просят приобрести для них продукты питания, алкогольную продукцию или пополнить счет мобильного телефона.

- преступники обзванивают абонентов с предложением о какой-либо услуге (в том числе представляясь сотрудниками операторов сотовой связи) или запугивают, угрожают и требуют под любым предлогом перевода денежных средств.

- преступники рассылают короткие текстовые сообщения (SMS) с просьбой внесения, зачисления денежных средств на указанный телефонный номер;

- преступники вызывают у граждан интерес, уведомляя о выигрыше подарка или уникального приза, а чтобы получить дополнительную информацию, предлагают отправить текстовое сообщение (SMS) или позвонить по определенному номеру.

Злоумышленники могут предложить различные способы передачи им денежных средств - непосредственная передача в руки, но при этом в ночное время, когда невозможно запомнить черты лица, поэтому в дальнейшем установить преступника, совершившего преступление, очень трудно. Другим способом передачи денежных средств является пополнение счета номера мобильного телефона или перечисления денежных средств на определенный расчетный счет. Номера мобильных телефонов обычно оформлены на подставных лиц.

Как же реагировать на попытки обмана?

Получив звонок или сообщение, постарайтесь успокоиться и не принимать решение сразу. Лучше сказать звонящему, что вам необходимо время, чтобы всё обдумать.

Никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте никому своих персональных данных или конфиденциальной информации: пин-код банковской карты, номер счета, логин и пароль от страниц в социальных сетях.

Задавайте вопросы. Если звонящий представляется как сотрудник полиции, банка, доктор поликлиники, страховой агент, первое, что нужно сделать, попытайтесь узнать информацию о собеседнике. Простые вопросы, например, фамилия и должность звонящего, из какого отделения полиции, банка или страхового агентства звонят, контактные данные руководителя организации и прочее настоящего сотрудника не смутят, а мошенников заставят занервничать.

Прежде чем реагировать на сообщения или звонки от «родственников» или «друзей», попытайтесь дозвониться человеку, от имени которого пришло сообщение, кому-то из его близких, с которыми он в настоящее время может находиться.

Как не стать жертвой?

Лучший способ обезопасить себя – игнорировать подозрительные звонки или сообщения. Если все же вы попались на удочку мошенников, немедленно сообщите в полицию или обратитесь с заявлением о совершенном мошенничестве. В нем подробно опишите все обстоятельства: когда, и с какого номера телефона пришло сообщение (сделан звонок), кто звонил, каким именем, фамилией, должностью представился, подробности разговора или сообщения, информация, которую требовалось сообщить.

Также необходимо сообщить о телефонном мошенничестве в абонентскую службу или службу технической поддержки сотовой компании, с номера которой поступило сообщение (звонок) от мошенников. В ситуации, когда абонент совершил перевод денежной суммы мошенникам внутри одной мобильной сети, есть шанс при быстром обращении к оператору вернуть свои деньги. Для этого нужно подать в абонентский отдел заявление о возврате этой суммы. Если номер мошенника принадлежал другому оператору, вернуть деньги переводом невозможно.

Не будьте слишком доверчивы, не позволяйте себя обмануть.

При появлении подозрений, что звонок поступает от мошенника необходимо незамедлительно обратиться с заявлением в ближайшее подразделение органов внутренних дел.

 

Помощник прокурора района  юрист 3 класса   Н.В. Краснов