Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашской Республики

Печальная судьба успешного предприятия

В 1928 году в  Мариинском Посаде произошло важное событие - было решено построить судоверфь. Топоры застучали здесь  уже 3 декабря 1929 года.
Столь масштабное строительство стало возможным во многом благодаря депутату городского Совета Мариинского Посада, уроженцу нашего города П. Колчину. Работы велись ударными темпами, и уже 30 июня 1930 года на воду были спущены первые две баржи. К концу 1931 года судоверфь выпустила продукцию на 467 тысяч рублей. За короткое время помимо основного здания были возведены и введены в эксплуатацию лесопильный и кузнечный цеха. В результате судоверфь превратилась в одно из ведущих предприятий района и края, сыграв свою немалую роль во время Великой Отечественной войны. Перестройка верфи под военные нужды потребовала дополнительной автотранспортной и производственной техники. Только в 1942 году в распоряжение рабочих поступило 7 тракторов, 15 автомобилей, 5 фуговочных станков. Она была оборудована и пилорамой.Достоверно известно, что катера, производившиеся на судоверфи, использовались в низовьях Волги во время Сталинградской битвы. О том, насколько была востребована продукция судоверфи, говорит и статистика. В 1931 году изготовлено 10 барж; в 1935 – 12; в 1936 – 6; в 1937 – 22; в 1940 – 11; в 1941 – 13 озёрных и угольных барж; в 1942 – 3 парусно-моторных шхуны; в 1946 – 2 учебных шхуны и 5 тентовых и безтентовых барж; в 1950 – 5 мотоботов типа «Мурман», 7 речных барж; в 1952 – 5 мотоботов; в 1953 – 8 барж; в 1957 г. – 382 шлюпки. Суда направлялись в распоряжение Волжской, Камской, Московско-Окской и Верхневолжской речных пароходств. История судоверфи заканчивается в 1957 году, когда на предприятии перестали выпускать суда. Предприятие (оставив свое прежнее название) было передано Управлению лесной деревообрабатывающей промышленности Чувашии. Успехи предприятия не раз отмечались в районной газете «Ленинское знамя». В статье, вышедшей в феврале 1960 года, корреспондент газеты А. Сергеев пишет: «Особенно быстрыми темпами шло развитие завода в последние годы: выпуск катеров и лодок увеличился в несколько раз, в дальнейшем здесь освоят производство оконных блоков, рам и клеток для содержания цыплят. Вокруг судоверфи поднялись красивые многоквартирные дома. Бывшие кустари сделались высококвалифицированными рабочими»… С 1963 года предприятие стало называться Заводом сельскохозяйственного оборудования, а с 1966 года - опытно-экспериментальным заводом «Проммеханизация». В 1973 году предприятие было переведено под управление Министерства машиностроения СССР для животноводства и кормопроизводства. В том же году продукция завода демонстрировалась на международной выставке «Автосервис – 73», и предприятию вручили Почетный диплом. В 1976 году директором завода был назначен А. Залазаев. Имея большой опыт в организации производства, он сумел качественно перестроить работу подразделений завода. Устойчиво выполнялся производственный план. Наряду со строительством и вводом в эксплуатацию производственных площадей сварочно - красочного корпуса, здания заводоуправления, реконструкцией котельной завод получил и социальное развитие – были построены два пятиэтажных дома, общежитие на 150 мест, подсобное хозяйство на 500 голов свиней. Среднесписочное число работников составляло 750 - 800 человек. В 1980 году был досрочно сдан 90-квартирный дом и закладывался фундамент 100-квартирного дома. В целях дальнейшего улучшения охраны здоровья работников был открыт медицинский пункт, завод ежегодно приобретал путевки в санатории, дома отдыха. Успешно работал хоровой коллектив, в рамках гражданской обороны действовала сандружина. Традиции спорта также держались высоко. По многим из видов заводские спортсмены занимали первые места на республиканском уровне. На фоне остальных спортсменов особенно выделялась команда хоккеистов. В 80-е годы прошлого века завод превратился в современное машиностроительное предприятие. Для строящегося на Кубе завода по производству тростникоуборочных комбайнов на заводе изготавливался конвейер главной сборки, семь операционных конвейеров. В 1984 году заводу было присвоено звание «Предприятие высокой культуры Чувашской АССР». К концу десятилетия на заводе не осталось морально и физически устаревшего оборудования, был ликвидирован тяжелый ручной труд. Но с распадом Советского Союза начались трудности по выполнению плана. В 1993 году завод получил новое название ОАО «Проммеханизация» и перешел под управление районной администрации в лице районного комитета по управлению имуществом. Сократился объем выполняемой продукции, появились проблемы финансирования, бартер, задержки заработной платы рабочим. В такой обстановке производство остановилось, вслед за этим был распущен и рабочий коллектив. Так закончилось существование одного из самых крупных и успешных предприятий Чувашии. Закончилось грустно и безрадостно. На сегодняшний день «Проммеханизация» закрыта окончательно. Однако ее бывшие сотрудники не забывают о месте, где проходили лучшие дни их молодости, собираются вместе и в дружеской атмосфере время от времени предаются теплым воспоминаниям.

Страницу подготовил И. ДЕРЮЖИН.



"Наше слово" ( Мариинско-Посадская районная газета)
18 марта 2020
13:52
Поделиться