Рациональное поведение потребителя

Посещяя рынок, потребитель ставит перед собой целью максимальное удовлетворение своих потребностей, получение наивысшего уровня полезности от потребления какого-либо блага.

Так же, как и производитель, потребитель не является абсолютно свободным в своем выборе.

Он вынужден учитывать не только свои личные предпочтения, но и доход, имеющийся в его распоряжении, рыночные цены на интересующие его товары и услуги, другие факторы рыночной конъюнктуры.

Отсюда следует, что поведение потребителя должно быть рациональным.

Но всегда ли желаемое соответствует действительности? И что такое «рациональное поведение потребителя»?

Рациональное поведение потребителя – это поведение потребителя, направленное на максимизацию полезности потребляемых благ. Наиболее важным является принцип максимизации полезности. Он считается основным в поведении человека и при определении его выбора.

Полезность – это способность определённого блага удовлетворять человеческие потребности.    

Наибольшую роль играет качество. Кроме него, значительное влияние имеет ещё долговечность, внешний вид, легкость использования, комфорт, роскошь и тому подобное. Другим важным принципом, которые влияет на рациональное поведение потребителя, является суверенность человека. То есть насколько он не подвержен внешнему влиянию.

  План действий каждого отдельного человека предусматривает активность в рамках его системы предпочтений. Но учитывать конкретные значения здесь чрезвычайно сложно из-за эффектов потребительного взаимовлияния.

Давайте рассмотрим, какие же их виды существуют:

«Эффект сноба». В данном случае подразумевается создание ситуации, когда покупка делается исключительно для того, чтобы подчеркивать своё социальное положение.

«Эффект Веблена». Под этим подразумевается ситуация, когда демонстративно и подчеркнуто совершаются покупки, которые позволяют выделить положение человека. Как правило, это относится к приобретению товаров, которые имеют чрезвычайно высокую цену и не доступны большинству людей.

«Эффект предположительного качества». Это обозначение ситуации, когда товары с одинаковыми характеристиками в разных магазинах реализуются по различным ценам.

«Эффект присоединения к большинству». Является выражением желания ни в чём не уступать другим людям, которые являются более «успешными».

«Нерациональный спрос». Покупка совершается только из-за того, что её сделал какой-то другой человек, который оказывает на покупателя значительное влияние.

«Спекулятивный спрос» - возникает в условиях дефицита товаров.

В заключении отметим, что выбор потребителя зависит прежде всего от его потребностей и вкусов, привычек, традиций, т. е. от предпочтений потребителя, которые основаны на признании преимуществ одних благ перед другими. Выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, но и ценой выбираемых продуктов, а также его ограниченными доходами и возможностями. Поэтому немаловажным фактором является цена блага.

Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем того человека, который действительно выбрал наилучший вариант потребительского поведения. Но, к сожалению не всегда поведение потребителя на рынке рационально: товары покупаются зря, а порой потребитель разочаровывается в своей покупке.   

Поэтому каждому необходимо придерживаться рационального поведения, для   максимизации полезности потребляемых благ.

Быть рациональным потребителем - в интересах каждого человека.



Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в Цивильском районе»
16 марта 2020
16:41
Поделиться